Во второй половине XX в. появляется архитектурная школа, которую впоследствии начинают называть постмодернистской. В это время в Америке работают такие архитекторы как Ф. Джонсон, Р. Вентури, Р. Стерн, Ч. Мур. Последним из перечисленных архитекторов была создана Итальянская площадь в Новом Орлеане.
Заказчиком этого архитектурного ансамбля была итальянская община. Площадь имеет круглую форму. В ее ансамбле Ч. Мур соединил все те элементы, которые традиционно ассоциируются с Италией. Это — имитация античных арок и колонн, фонтаны и мозаики. Но в том, как использованы все эти элементы, можно заметить несколько ироническое отношение архитектора к сентиментальной ностальгии своих заказчиков. Площадь обильно украшена неоновыми фонарями. Вечером полосы неонового света отделяют коринфские капители от стволов колонн. Можно здесь увидеть и колонны вообще без стволов. Их заменяют кольцеобразные струи воды, выливающиеся из капители и соединяющие ее с базой. На одной из арок вода течет изо рта масок которые являются автопортретами архитектора.
В современной архитектуре экстравагантные архитектурные решения часто принимаются в рекламных целях. Необычный вид сооружения офиса какой-то фирмы или магазина способствует распространению информации о них. Примером такой архитектуры является здание американской торговой фирмы «Бест», которое возводилось по проектам архитектурного объединения «Сайт». Созданные архитекторами «Сайта» здания имитируют руины. Вход внутрь может быть украшен трещиной в стене. Первым в очереди этих экспериментов стал построенный в 1972 г. «трескающийся дом». Его кирпичная облицовка слоями отходит от стены и загибается вниз.
Иногда рекламное строительство бывает не таким шокирующим, но не менее впечатляет. Так, в городе Питтсбурге в 1984 году архитектором Филиппом Джонсоном было построено здание правления корпорации, занимающейся стеклянной продукцией. Стиль строения сам Джонсон определил, как «стеклянную готику». Тонкие шпили и стрельчатые арки строения сделаны из сияющего стекла.
Архитектурным чудом XX в. часто называют сооружение оперного театра в австралийском Сиднее. Его построили в шестидесятые годы по проекту датского архитектора И. Утцона. Сооружение настолько оригинальна, что ее трудно отнести к какому-то определенному архитектурного направления. Расположенный на берегу Сиднейской залива, оперный театр напоминает паруса большого корабля или скопления белых Двустворчатые раковин. Некоторые сравнивают его с чайку собирается взлететь над волной.