Источники вибраций
Одним из главных источников возникновения акустических помех в зданиях являются различные вибрации. Эти вибрации могут возникать внутри здания при работе моторов, насосов и других машин, либо приходить извне от сотрясений, вызванных трамваями, грузовиками, поездами. В обоих случаях они передаются через стены и вызывают явления, неприятные для находящихся в зданиях людей: возникают механические вибрации пола, вибрации перегородок и мебели, дребезжание окон и оконных переплетов и других неплотно прилегающих соединений. Продолжающиеся целый день неприятные звуки и ощущение сотрясений влияют на трудоспособность работающих в здании людей. На заводах колебания пола могут дойти до степени, прямо препятствующей работе.
Амплитуды вибраций
Обнаружено, что вибрации в зданиях происходят в трех направлениях: в двух горизонтальных и одном вертикальном. Эти вибрации вызваны работой машин, уличным движением и другими причинами. Амплитуда вибраций обычно мала: приблизительно от 0,001 до 0,035 мм; впрочем, амплитуды вибраций междуэтажных перекрытий заводских помещений могут превышать эти значения. Частота вибраций составляет примерно от 2 до 9 колебаний в секунду).Если амплитуда вибраций стен достаточно велика, то они могут вызвать в окружающем воздухе звуковые волны. Опубликованных данных об этом явлении, по-видимому, не имеется, однако о нем можно получить некоторое представление из опытов Шоу. Он исследовал слышимость малых вибраций телефонной мембраны; звуки были слышны при приближении ее к уху; ниже приведены результаты его опытов:
Двойная величина амплитуды в мм | Слышимость |
0,00015 | Звук «едва слышный» |
0,01 | «подходящей громкости» |
0,2 | «неприятно громкий» |
1,0 | «оглушительный» |
Величины, приводимые Холлом для вибраций в зданиях, лежат в этих пределах, но звуки, вызываемые в воздухе, значительно слабее, так как они не действуют на ухо непосредственно, как в опытах Шоу.
Бюро путей сообщения получило некоторые данные о вибрациях, вызываемых уличным движением, пользуясь специально сконструированным прибором, измеряющим с высокой точностью действие каждого толчка и удара, производимого при проезде транспорта по мосту. Полученные результаты показывают, что толчки, обусловленные движущимся с большой скоростью грузовиком, могут соответствовать семикратному весу грузовика.
Из этого примера легко понять, почему при проезде автомашины возникают вибрации в зданиях, особенно зимой, когда связь замерзшей почвы со стоящими на ней постройками более жестка.