Формы для бетона своими руками

Совершенствование конструкций форм необходимо рассматривать как одну из основных задач в развитии заводского производства сборного железобетона. При этом особое внимание должно уделяться повышению жесткости форм – основного фактора, влияющего на точность геометрических размеров изделий, надежность анкеровки предварительно напряженной арматуры, прочность и плотность бетона и трещиностойкость изделий. Повышение жесткости форм должно осуществляться рациональными методами, обеспечивающими требуемое снижение деформаций без увеличения массы формы. Снижение деформаций изгиба и кручения достигается увеличением жесткости конструкций формы и изменением схемы ее опирания. Для обеспечения этих требований в последние годы при конструировании форм широко применяются гнутые профили, упругие элементы, диагональные схемы решеток поддонов и трехточечное опирание форм.

В форме для предварительно напряженных изделий с поперечными ребрами или для изделий с местными изменениями поперечного сечения при уклоне боковых (поперечных) граней менее 45° устройства, исключающие заклинивание изделий или образование в них трещин при отпуске натяжения арматуры, не предусматриваются. При уклоне боковых (поперечных) граней более 45° для предварительно напряженных конструкций предусматривается устройство упругих компенсаторов, предотвращающих заклинивание изделий при отпуске натяжения арматуры или применяются решения, позволяющие извлечь выступающие части формы из изделия до отпуска натяжения арматуры.

При откидывающихся бортах оси шарниров должны располагаться так, чтобы при распалубке был обеспечен свободный поворот бортов и исключено повреждение изделий. При бортах, установленных на поддон, оси шарниров всегда должны располагаться вне габарита поддона (рис. 42), если же при этом в борте имеется наклонная грань вверху, шарнир располагается вне габарита поддона в зоне, ограниченной перпендикуляром к нижней точке этой наклонной грани и обрезом поддона (рис. 42, в, и, г).

При примыкании прямоугольного борта к поддону оси шарниров могут располагаться в любом месте. Если же при этом в борте имеются наклонные грани внизу и вверху, шарнир располагается в зоне, ограниченной перпендикулярами к нижним точкам наклонных граней (рис. 42, е, ж, з).

Шарниры устанавливаются с шагом 1,5 м. Более частая установка нежелательна из-за трудностей обеспечения их соосности и увеличения усилий при раскрытии бортов.

Борта могут быть элементами формы, или формовочной машины, или инвентарным оборудованием формовочного поста. Они должны обладать высокой жесткостью на изгиб из своей плоскости и на кручение вокруг оси шарниров или своей нижней грани (при отсутствии шарниров). Наиболее эффективный способ повышения жесткости борта на изгиб и кручение – замыкание его профиля. Поэтому борта открытого профиля применяются только в формах небольших размеров.

Низкие борта замкнутого профиля рекомендуется изготовлять из двух элементов: плоского и гнутого листа (по очертанию боковой грани изделия) и гнутого профиля, с помощью которого образуется замкнутый контур. Оба элемента соединяются прерывистой или сплошной сваркой. Сплошная приварка листов вызывает заметные сварочные деформации, и поэтому она рекомендуется только тогда, когда замкнутое пространство используется в качестве паровой полости. Необходимо однако учитывать, что при прерывистых швах жесткость борта на кручение снижается на 10-15 %.