Формы на трех опорах

Обычно формы имеют четыре опоры: подъемные петли, колеса, опорные плиты и т. п. Поддон при таком расположении опор четко реагирует на разность их отметок, которые практически никогда не располагаются в одной плоскости, что вызывает постоянные искривления (зачастую знакопеременные) рабочей поверхности поддона в процессе его прохождения по постам технологической линии и приводит к появлению технологических трещин на изделии. Опирание в трех точках не имеет недостатков, характерных для схемы с четырьмя опорами. Такая схема не реагирует на колебания отметок опор.

Опоры могут располагаться как по краям, так и со смещением к середине, при этом средняя опора всегда лежит на продольной или поперечной осях. Выбор схемы расположения трех опор зависит от размеров поддона в плане, а также от его конструкции и технологии изготовления.

В связи с пониженной деформативностью поддонов при трех опорах их можно конструировать с менее мощными балочными каркасами и меньшей высоты, за счет чего металлоемкость конструкции сокращается на 20—25 %.

Специальное проектно-конструкторское технологическое бюро «Кассетдеталь» Главмосстроя разработало несколько проектов форм с тремя опорами и среди них проект поддона вагонетки широкой колеи (рис. 45), имеющего массу на 30 % меньшую по сравнению с обычным исполнением. Эта система позволяет эксплуатировать поддоны-вагонетки с трехточечной схемой опирания вместо поддона-вагонеток обычной конструкции или вместе с ними.

Учитывая перспективность применения форм с трехточечным опиранием, на основе исследований и с учетом результатов испытания этих форм на заводах НИИЖБ разработал рекомендации по расчету и конструированию форм при трехточечном опирании. Основные положения этих рекомендаций следующие:

— при отсутствии противопоказаний технологического порядка предпочтение должно отдаваться схеме с расположением средней опоры по продольной оси и крайних опор со смещением к середине на j длины формы;

— учитывая, что поддон при средней опоре, расположенной на продольной оси, работает в основном на изгиб, обеспечение высокой жесткости на кручение в нем необязательно. Конструкция поддона может быть выполнена с сечением открытого профиля и внутренней решеткой несущего каркаса из продольных и поперечных балок;

— расположение средней опоры по поперечной оси принимается в тех случаях, если ее размещение по продольной оси неприемлемо по технологическим соображениям;

— при средней опоре по поперечной оси поддон работает на кручение и при его конструировании это следует учитывать, принимая одно из решений, приводящее к повышению жесткости на кручение.

Рис. 45. Общий вид поддон-вагонетки с трехточечным опиранием