Малые архитектурные формы своими руками

Замкнутые борта рационально проектировать шириной, максимально допустимой по технологическим и конструктивным соображениям, поскольку небольшое увеличение массы борта при этом приводит к заметному возрастанию его жесткости на изгиб и кручение. Для увеличения жесткости борта на изгиб и кручение сечение должно быть максимально полным (прямоугольным), исключение составляет только небольшой скос верхней грани (для более легкой ее очистки от бетона).

Толщина листа, образующего рабочую поверхность борта, принимается 6—10 мм. Толщина гнутого замыкающего профиля обычно не превышает 8 мм. Диафрагмы в бортах замкнутого профиля располагаются с шагом до 1,5 м. В бортах, прикрепленных к поддону на шарнирах, диафрагмы устанавливаются в тех же сечениях, где установлены шарниры. Более частое расположение диафрагмы не оказывает существенного влияния на повышение жесткости борта. Диафрагмы крепятся по всем четырем его сторонам сварными швами и электрозаклепками.

Профиль открытого борта выполняется из плоского или гнутого листа, образующего рабочую поверхность, верхнего гнутого или прокатного неравнобокого уголка и нижнего уголка или полосы. Верхний гнутый или прокатный уголок принимается с максимально допустимой по технологическим и конструктивным соображениям горизонтальной полкой. Вертикальная полка уголка принимается не менее 50 мм. Нижний уголок или полоса ограничиваются в размерах величиной, достаточной для исключения местных деформаций нижней части борта на участках между шарнирами. Высокие борта закрытого и открытого профилей проектируются из обшивки, повторяющей очертания боковых граней изделий, горизонтальных балок уголкового сечения, устанавливаемых по высоте с шагом 400—600 мм и вертикальных ребер жесткости, устанавливаемых через 1—1,5 м. Для высоких бортов закрытого профиля предусматривается наружная обшивка.

В высоком борте лицевая обшивка принимается из листовой стали толщиной

6 – 8 мм, а наружная ‑4 мм. Горизонтальные ребра рекомендуется применять из гнутого уголка толщиной 6—8 мм. Вертикальные ребра жесткости устраиваются из листовой стали толщиной 8—10 мм.

Для самопроизвольной очистки при вибрации борта от бетона, попавшего на него при заполнении формы, рекомендуется верхнюю грань борта проектировать с уклоном в наружную сторону (от рабочей поверхности). Конструктивное решение поддона в части профиля (открытое или замкнутое) и схемы балочной клетки принимается в зависимости от требований к форме по допускаемой неплоскостности и технологическим соображениям, а высота и количество балок устанавливается общим расчетом формы.

Схема балочной клетки должна быть увязана с расположением опор в форме (подъемных петель, колес, выносных опор и т. п.), а также со схемой размещения блоков виброплощадки, пружинных или жестких опор на посту формования. Вкладыши форм должны выполняться с минимальным количеством швов и с уклонами, указанными на рис. 42. Несущий каркас вкладыша рекомендуется располагать вверху на расстоянии 30—50 мм от низа, чтобы вкладыш опирался только на кромки вертикальных листов (с целью уменьшения подъемной силы от бетона, заплывающего под вкладыш). По технологическим и эксплуатационным соображениям обшивка вкладыша принимается большей толщины, чем это требуется по расчету. Увеличение массы вкладыша для исключения его вертикального и горизонтального смещений при уплотнении бетонной смеси обеспечивается заливкой его бетоном при этом расстояние от низа вкладыша до заливки бетона должно быть не менее 30 – 50 мм.

Замки форм должны обеспечить плотное примыкание бортов друг к другу и исключать самопроизвольное ослабление соединения при вибрационном воздействии на форму. Они должны быть просты, надежны и удобны в работе.

Рис. 43. Новая конструкция опор металлоформ:

1 – опорные стойки; 2 – откинутые борта; 3 – скос опорной стойки для фиксации откидного борта; 4 – упорные кронштейны; 5 – поддон

Рис. 44. Универсальный замок-шарнир:

1 – поддон; 2— откидной борт; 3 – упор борта; 4 – упор замка; 5 —зажимной винт

К деталям шарнирных соединений в формах предъявляются повышенные требования по износостойкости, прочности и жесткости, поэтому оси и втулки должны выполняться из термически обработанной стали с повышенными механическими характеристиками.

Учитывая многогранную повторяемость циклов работы, разъемные резьбовые соединения в деталях формы (замках, тягах упоров и т. п.) конструируются с наиболее стойким против случайных повреждений профилем резьбы трапецеидальным или круглым. КГБ Республиканского промышленного объединения Укртяжстройиндустрия предложена новая конструкция опорной части металлических форм, позволяющая производить установку их в несколько ярусов друг на друга без опасения повредить нижележащие формы. Предложенные опоры не требуют применения ручного труда для их установки и не препятствуют выполнению операций по механизированному заглаживанию изделий (рис. 43).

Для закрывания бортов металлических форм конструкторско-технологическим бюро треста Железобетон Главприволжскстроя разработана конструкция универсального замка-шарнира (рис. 44), не имеющего недостатков клиновых и винтовых замков. Такой замок может быть установлен на шарнире борта, что позволяет сократить расход металла на его изготовление.