Перевозка песка

Выбор системы карьерного транспорта зависит от условий эксплуатации карьера. При этом должны быть приняты во внимание климатические особенности и рельеф местности.

Решающее значение имеет стоимость транспорта, которая определяется путем составления соответствующих калькуляций себестоимости перевозки песка с учетом

Рис. 5. Стационарный плоский ленточный транспортер:

1 — ведущий барабан, 2 — ролики, 3 — насыпная тележка, 4 — натяжной барабан, 5—рама, 6 — приемник

затрат на транспортные устройства (пути, дороги и др.) и средства (подвижной состав, автомобили и пр.).

Для перевозки песка от забоя к бункерам пользуются рельсовым и автомобильным транспортом, а также ленточными транспортерами.

Рельсовый транспорт — один из наиболее распространенных видов карьерного транспорта, который дает возможность организовать перевозку песка в малых и крупных объемах, так как пропускная способность путей может изменяться в зависимости от веса состава, скорости движения поездов и интервалов между поездами.

Применение большегрузных составов обеспечивает наименьший расход рабочей силы на один кубометр перевозимого песка, а также наиболее низкий относительный расход электроэнергии при электровозной тяге.

Автомобильный транспорт

Для перевозок песка служат бортовые автомобили-самосвалы. С помощью автосамосвалов разгрузка песка полностью механизируется.

Автомобильный транспорт целесообразно применять при перевозках песка в следующих случаях: при сложном рельефе поверхности карьера, крутых въездах, не допускающих укладки рельсовых путей, при малых объемах перевозок, а также при небольших расстояниях, когда удорожание стоимости перевозок незначительно.

Транспортеры

Транспортеры (рис. 5) представляют собой транспортные устройства непрерывного действия.

Рис. 6. Погрузка песка экскаватором на транспортер через бункер:

1 — бункер, 2 — погрузочный лоток, 3 — транспортер.

Непрерывно движущаяся лента транспортера поддерживается роликами 2. В каждом конце станины установлены направляющие барабаны.

В зависимости от расположения поддерживающих роликов ленты бывают плоские и лотковые. Лотковая лента допускает большую загрузку песка на 1 м ее длины по сравнению с плоской лентой той же ширины. При одной и той же скорости движения транспортера производительность лотковой ленты в 2 раза больше производительности плоской ленты.

Ширина транспортных лент 300—2000 мм. Скорость движения ленты транспортера при перемещении песка 2—3 м/сек.

Если транспортер работает на подъем, то во избежание обратного ссыпания песка скорость движения ленты понижается против установленной для горизонтальных участков: при угле наклона 6° — на 10%, 12° — на 20%, 18° — на 30%. Угол подъема, при котором транспортируемый песок не ссыпается вниз, составляет 15 — 18°.

Транспортерную ленту загружают песком через приемно-погрузочный бункер 1 (рис. 6), который снабжен сверху решеткой и передвигается по линии транспортера 3.

При перемещении песка на большое расстояние применяют транспортные установки, состоящие из отдельных секций, причем песок переходит с ленты одной секции на ленту другой. Длина одной секции может составлять от 50 до 200 м. Станины отдельных звеньев секции должны быть сборными, их изготовляют из металла или дерева.

Преимуществами транспортеров являются непрерывность и равномерность потока перемещаемого песка, возможность транспортирования песка на больших подъемах, что позволяет применять транспортеры при сложном рельефе местности в карьере.

Рис. 7. Вагонетка для песка Т-54:

1 — опрокидывающийся кузов, 2 — стойка кузова, 3 — рама вагонетки

К недостаткам транспортерных установок относятся необходимость частого ремонта при разработке песка в зимнее время и в дождливую погоду, когда возможны налипание и намерзание песка на ленту, износ и разрывы ленты, а также зависимость работы всей установки от исправности всех звеньев, так как при выходе из строя хотя бы одного звена прекращается работа всей установки.

При транспортировании песка из забоя рельсовым транспортом на трассе укладывают узкоколейный рельсовый путь, по которому движутся составы с вагонетками T-54 (рис. 7).

Рис. 8. Схема разработки забоя экскаватором

Во время загрузки вагонеток песком в забое состав их во избежание несчастного случая должен находиться на определенном расстоянии от экскаватора. На рис. 8 представлена схема разработки забоя, где указано расстояние экскаватора от рельсовых путей. Состав к бункерному помещению завода доставляют электровозом. Емкость вагонетки 3 м3, кузов ее опрокидывается в сторону.

В бункерном помещении каждая вагонетка останавливается перед определенным бункером.

Песочные бункеры расположены обычно ниже уровня пола.

Каждый бункер сверху накрыт неподвижной колосниковой решеткой (неподвижный колосниковый грохот) для отделения кусков глины, камней, а в зимнее время смерзшихся кусков песка.

Решетка (рис. 9) состоит из колосников клиновидного сечения. Колосники устанавливают на гребенках и соединяют болтами с муфтами, которые обеспечивают постоянство зазора между колосниками. Колосники клиновидного сечения не позволяют материалу заклиниваться в щелях. Колосниковые решетки имеют уклон в противоположную сторону от разгрузки вагонеток с песком. Величина уклона 30—50°. Вагонетки разгружают следующим образом (рис. 10).

Рис. 9. Неподвижная колосниковая решетка 1 — болт, 2 — колосники, 3 — муфта

Рис. 10. Разгрузка песка на колосниковые решетки песочных

бункеров

С противоположной стороны, от места разгрузки параллельно рельсовому пути установлено специальное устройство, позволяющее механически открывать замок кузова каждой вагонетки, в результате чего песок высыпается на колосники грохота над бункерами.

При продвижении всего состава вагонеток вперед специальное устройство поднимает порожний кузов каждой вагонетки, при этом замок, удерживающий кузов в горизонтальном положении, закрывается.

Рис. 11. Схема подачи песка на транспортерную ленту: 1 — опрокидная вагонетка, 2 — решетка, 3 — бункер, 4 — ленточный питатель, 5 — ленточный транспортер, 6 — натяжной барабан, 7 — приводной барабан, 8 — бункер песка в цехе

Внизу под песочными бункерами смонтирован ленточный транспортер. Песок на транспортер подается ленточными питателями, которыми оборудован каждый бункер. На рис. 11 представлена схема подачи песка на транспортерную ленту.

Транспортеры делятся на стационарные и передвижные. Стационарные применяют при перемещении материала в больших количествах и на большие расстояния.

Рабочим органом транспортера служит бесконечная лента, которая огибает натяжной и приводной барабаны. Последний получает вращение от электродвигателя через систему передач и приводит в движение ленту. Диаметр приводного барабана должен равняться числу прокладок ленты, умноженному на 120—150 (если, например, лента имеет 6 прокладок, то диаметр барабана d=6*l20 = = 720 мм), а длина его должна быть на 100 мм больше ширины ленты. Для центровки ленты при движении барабан должен иметь небольшую выпуклость в средней части.

Рис. 12. Транспортерная лента желобчатой формы

Транспортерная лента может быть изготовлена из текстиля или цельнопрокатной стали. Наибольшее распространение получили текстильные прорезиненные ленты, которые имеют несколько слоев (прокладок) хлопчатобумажной ткани (белтинга), соединенных вулканизированной резиной. Наружная поверхность ленты также покрыта резиной для предохранения ее от механических повреждений и сырости.

Верхний температурный предел применения лент общего назначения + 60° С.

Ленты изготовляют длиной до 400 м в одном куске. Объемный вес ленты 1000 кг/м3. Срок службы прорезиненных лент не менее 12 месяцев.

При расчетах во избежание большой вытяжки ленты принимают примерно десятикратный запас прочности.

При монтаже транспортера концы ленты соединяют сшивкой, склейкой или металлическими скрепками различной конструкции. Чтобы не допустить провисания ленты, ее по всей длине поддерживают верхними и нижними роликоопорами, укрепленными на каркасе. Для увеличения производительности транспортера ленте придают желобчатую форму (рис. 12), приподнимая ее края с помощью наклонных роликов. На рис. 13 изображен транспортер с плоской лентой.

Производительность плоских ленточных транспортеров достигает более 100 т/ч. Загрузка ленточного транспортера материалом зависит от угла наклона боковых поддерживающих роликов.

На рис. 14 приведена схема загрузки материалом транспортерных лент желобчатой формы.

Рис. 13. Транспортер с плоской лентой

Преимущества ленточных транспортеров: простота устройства и обслуживания, большая производительность, бесшумный ход, небольшой расход энергии. К недостаткам их можно отнести большое выделение пыли.

Рис. 14. Схема загрузки транспортерных лент в зависимости от угла наклона боковых поддерживающих роликов

При эксплуатации ленточных транспортеров необходимо следить за тем, чтобы транспортерная лента не сбегала в стороны, не провисала между роликовыми опорами и не перекашивалась. Транспортер необходимо своевременно смазывать и очищать от грязи.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика