Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — одно из самых выдающихся сооружений, созданных русской классической архитектурой XVIII — XIX столетий. Построенное в своем первоначальном виде непосредственно вслед за основанием Петербурга в первом десятилетии XVIII в., перестроенное затем архитектором И. К. Коробовым в 30-х годах того же столетия, Адмиралтейство было воздвигнуто как бы заново в начале следующего, XIX в. Великий русский зодчий Андреян Дмитриевич Захаров, вновь перестроивший старое Адмиралтейство в 1806—1811 гг., создал, по существу, совершенно новый архитектурный организм, полный глубокого идейно-художественного содержания и монументальной силы.

С исключительной четкостью запечатлелись в архитектуре Адмиралтейства особенности русской классической школы, наделившие это громадное сооружение чертами высокого национального своеобразия и в то же время сделавшие его архитектурным памятником мирового значения. Русский классицизм, сложившийся во второй половине XVIII века в мощное архитектурное движение, ведущими деятелями которого были Баженов, Казаков, Старов, достиг в первые десятилетия XIX века высокого расцвета как национальный стиль русского зодчества. Эти замечательные достижения русской архитектурной школы отражают общий подъем русской культуры того времени, давшей миру Пушкина, Глинку, Мартоса, Кипренского. Подъем национального самосознания, с такой силой сказавшийся в событиях 1812 г. — в том всенародном отпоре, какой был дан наполеоновскому вторжению,— еще до этих событий проявился в образах искусства, в монументальных героических темах и мотивах.

Начала античной классики, глубоко воспринятые русскими зодчими этой эпохи, вступили в художественное взаимодействие с великими традициями национальной русской архитектуры. Перерабатывая классические античные образы, строя свою композицию на основе строгой классической ордерности, Захаров по-новому развивает давние традиции русского зодчества.

Рис —  20 Башня Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Несмотря на колоссальную Длину фасада (около 406 м), Захаров так умело справился с композицией, что совершенно избежал скучных повторений. В композицию фасада введено три центра, из которых главный построен на совершенно ином приеме, чем два других. Главный центр представляет собой сооружение, квадратное в плане. На нем покоится надстройка, окруженная ионической колоннадой и увенчанная шпилем. Нижняя часть этого сооружения обработана, как триумфальная арка с карнизом дорического ордера (рис. 20). Две горельефные фигуры, изображающие «Славу», держат над аркой перекрещивающиеся знамена, а по бокам арки на пьедесталах стоят скульптуры работы Ф. Щедрина: земной шар, поддерживаемый тремя женскими фигурами. Два других симметричных центра фасада построены на совершенно иных началах: спокойный дорический портик о двенадцати колоннах имеет по обе стороны крылья с шестью колоннами каждое. Богатая скульптура, заполняющая фронтоны, является единственным украшением этих боковых центров фасада. Даже в тех его частях, которые соединяют между собою три центра, равномерная разбивка окон не кажется однообразной. Скульптурной маской, группой арматуры и сочным наличником Захаров сумел придать и этим частям жизнь и прелесть. Переход с главного на боковые фасады решен при помощи флигелей, построенных по типу боковых выступов главного фасада. Центром каждого флигеля является арка, более простая, чем на главном фасаде. Квадратные в плане флигели увенчаны круглым барабаном со ступенями вверху, которые подводят к группе дельфинов, несущих флагшток.

Следует отметить, что Захаров, применяя дорический, ионический, а внутри Адмиралтейства и коринфский ордеры, не следует слепо — установленным пропорциям греческих ордеров, но творчески перерабатывает их пропорции, создавая новые формы колоннад применительно

21. Капитель, база и антаблемент ордера вестибюля Адмиралтейства.

к общему своему композиционному замыслу здания Адмиралтейства, к условиям Петербурга начала XIX века. Это те пропорции, которые свойственны русским зодчим и отличают русский классицизм от классицизма других стран (рис. 21).

Архитектура внутренних помещений Адмиралтейства столь же значительна, как архитектура фасадов, о чем свидетельствуют уцелевшие центральный вестибюль, зал чрезвычайных собраний, библиотека и еще несколько комнат. Главный вестибюль с лестницей — прекрасный образец интерьера административного здания. Первый этаж вестибюля (рис. 22) является переходным от монументального наружного фасада а связан с ним характером архитектурных деталей: рустовкой стен, гранитом лестницы, полами из гранитных плит, орнаментами из военных доспехов и монументальными фигурами «Науки» и «Мужества».

Центральная часть вестибюля первого этажа с трех сторон окружена аркадами; против главного входа расположена лестница, расходящаяся двумя маршами, на фоне белой рустованной стены, обработанной орнаментом.

Зал чрезвычайных собраний (рис. 23) в плане близок к квадрату и перекрыт плоским потолком. В стене, противоположной лицевому фасаду, зал имеет нишу, перекрытую коробовым сводом, опирающимся на колонны коринфского ордера, зал двухсветный, его стены внизу с трех сторон обработаны широкими пилястрами, образующими неглубокие аркады.

Над колоннами аркад идет богатый антаблемент коринфского «ордера, фриз которого обработан барельефным орнаментом из военных доспехов и гирлянд.

Рас. 23. Разрез зала чрезвычайных собраний Адмиралтейства.

В простенках между окнами второго света написаны тонами одного цвета (под скульптуру) атланты, поддерживающие фриз и карниз под потолком. Зал чрезвычайных собраний, кроме архитектуры, интересен живописью, изображающей скульптуру так реально, что порой трудно определить, где подлинная скульптура и где живопись. Обращает на себя внимание мастерство композиции орнамента, вписанного в различные архитектурные формы или скомпонованного как отдельные группы военных доспехов, плодов и веток растений и т. п.

На плафоне (рис. 24) в центре круга диаметром 8 м, обрамленного баллюстрадой, изображено небо. Круг окаймлен орнаментом из водяных растений, дельфинов и голов морских божеств греческой мифологии. По углам потолка изображен Нептун на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Между этими группами изображены полулежащие фигуры среди водяных растений и атрибутов военного и морского флота. Как видим, все содержание орнаментации и других декоративных частей здания Адмиралтейства подчинено теме «Военный и торговый флот». Многочисленные скульптурные группы, статуи и барельефы также сделаны на эту тему и дополнены темами мужества, патриотизма и геройства. Так, например, барельеф над большим карнизом парадных ворот изображает восстановление флота в России, другие барельефы изображают «Славу» и «Героев»; по всему фасаду с трех сторон, в барельефах над окнами среднего этажа, в карнизах и в других местах Захаров запроектировал изображения военных доспехов, частей корабля, якорей, канатов, масок, орлов и пр.

24. Плафон зала чрезвычайных собраний Адмиралтейства.

Вся орнаментация была подчинена идее военной мощи, выраженной в здании Адмиралтейства (рис. 25).

Скульптор Теребенев исполнил рельеф над главной аркой на тему «Заведение флота в России», которому современники дали такое описание: «Вы видите Нептуна, вручающего Петру Великому трезубец

25. Барельефы в вестибюле Адмиралтейства.

в знак владычества его над морями; подле основателя Российской империи стоит Минерва и смотрит на берег Невы, где в отдалении тритоны производят различные корабельные работы; на самой середине барельефа возвышается скала, на которой под тенью лаврового дерева стоит Россия в виде женщины, украшенной венцом; в правой руке ее — палица Геркулеса, признак силы, в левой — рог изобилия, к коему Меркурий прикасается своим жезлом, изъявляя тем, что избыток естественных произведений только посредством торговли получает высшую ценность; с другой стороны Вулкан повергает к ногам России перуны и оружие в ознаменование оборонительных средств, устроенных Петром Великим, например, пушечного литья и т. п.».

Так излагали свои творческие замыслы русские мастера-художники начала XIX века, соединяя образы России и Петра с образами греческой и римской мифологии, ставшими привычными для выражения определенных мыслей (Нептун — бог морей, Минерва — богиня мудрости, Меркурий— бог торговли, Вулкан—бог огня и кузнечного искусства).

Над скульптурами для Адмиралтейства работали также профессора Академии художеств Щедрин и Пименов. Щедрин выполнил группы «Морских нимф», поддерживающих небесную сферу, фигуры античных полководцев и ряд масок.

Архитектор К. И. Росси (1775—1849 г.). Главный фасад Государственного Академического театра драмы в Ленинграде.

Пименовым сделаны фигуры Америки и Азии. Многие скульптуры,- украшавшие Адмиралтейство, погибли; так, уничтожены фигуры, изображавшие месяцы, части света, русские реки, четыре ветра, времена года, астрономию, навигацию и пр. Этот перечень показывает, как глубоко была продумана автором проекта Адмиралтейства вся тематика — содержание всего убранства здания в соответствии с его назначением.

Еще одним замечательным образцом русской классики является здание бывшего Александринского театра — ныне Государственного академического театра драмы в Ленинграде, построенного К. И. Росси (1827—1832 гг.).

Когда Росси поручили постройку театра, он разработал грандиозный проект застройки Михайловской площади с Театральной улицы, который и был осуществлен.

Самый театр прост и в плане и в фасаде. В плане это прямоугольник. На главном фасаде шесть коринфских колонн и два портика того же ордера на боковых фасадах. Портики увенчаны вместо фронтонов аттиками, т. е. стенками над карнизом. Нижний этаж в рустах, с львиной головой в замках, гладкие стены заканчиваются фризами из гирлянд с театральными масками (рис. 26).

27. Керамика древней Греции (греческие вазы)