Форма и орнамент

Примерами целесообразной формы и орнаментации бытовых вещей могут служить многие изделия керамистов древней Греции, так называемые греческие вазы, получившие мировую известность как совершенные образцы единства целесообразной формы сосуда с красотой этой формы и содержательной орнаментацией.

Напомним, что сосуды, которые мы называем греческими вазами,, служили посудой для воды, масла, вина и т. п. Между тем со словом; ваза у нас связывается представление о вещи, используемой по преимуществу в декоративных целях. Лишь некоторые из греческих ваз изготовлялись как вещи чисто декоративные. На рис. 27 и 28 изображены греческие, вазы: одни — это сосуды для воды, приспособленные для ношения их на плече, как это было принято в Греции (рис. 28); другие сосуды широко открыты кверху — это настольные сосуды для вина; из них черпали вино мелкими сосудами для питья (рис. 27).

28. Керамика древней Греции (греческие вазы).

Содержание росписи ваз обычно взято из рассказов о подвигах героев или мифов о богах Греции. Композиция росписи вазы всегда увязана с ее формой и в то же время с большой выразительностью показывает главные моменты из рассказа, служащего темой росписи. Вместе с тем черные фигуры на красно-коричневом фоне или, наоборот, красные фигуры на черном фоне (вазы расписывались черным лаком по обожженной глине) воспринимаются как орнамент, ритмично построенный на поверхности вазы (рис. 29 и 30).

29. Живопись на греческих вазах (чернофигурная).

Приемы композиции росписей ваз можно поделить на три группы: 1) на теле ваз первой группы между ручками написано с двух сторон по одной сцене, причем обе сцены объединены по содержанию, а возле ручек и на шейке вазы сделаны узоры растительного или геометрического характера; низ вазы иногда тоже украшен узором, но более простым и крупным, так как это наименее видимая часть вазы; 2) на вазах второй группы содержание росписи расположено на орнаментальной полосе, опоясывающей вазу; 3) вся поверхность тела ваз третьей группы использована для изображения отдельных эпизодов из истории героя, которому посвящена роспись.

В музейных собраниях греческих ваз можно видеть множество вариантов форм ваз, имеющих одинаковое назначение в быту. Не менее разнообразны и их росписи. Это свидетельствует о творческой изобретательности мастеров-гончаров древней Греции. У них многому можно научиться и современным мастерам художественной промышленности.

Замечательными примерами сочетания целесообразной формы вещи с высокими художественными качествами могут служить и те вещи крестьянского обихода, которые делали русские крестьяне для себя вплоть до XX века. В музейных собраниях можно видеть изысканную по красоте и целесообразности форм деревянную и гончарную посуду, сделанную для повседневного пользования. Посуда праздничная выделяется большей нарядностью и затейливостью форм и орнаментации.

30. Живопись на греческих вазах (краснофигурная).

Мастера, вырабатывавшие эти вещи, обладали большим художественным вкусом и умели достигать разнообразных декоративных эффектов крайне простыми художественно-техническими приемами.

На рис. 31 и 32 показаны образцы деревянной и гончарной посуды; сделанной русскими мастерами в XVIII и в начале XIX века.

31. Деревянные ковши. Русская работа начала XIX в.

32. Квасники. Русские фаянсовые изделия XVIII в.

Сооружения московского метро как подземные, так и надземные, как известно, приобрели своей красотой заслуженную славу не только у граждан Советского Союза, но и у зарубежных гостей из разных стран. Эти сооружения построены по проектам советских архитекторов, руками советских мастеров разных специальностей. Разнообразны композиционные решения отдельных станций метро, но одно качество типично для всех сооружений — это мастерство, с каким авторы проектов, решая сложнейшие конструктивные задачи, сочетают высокую строительную технику с задачами декоративного искусства. Один из многих возможных примеров — подземный вестибюль станции метро «Сокол» (рис. 33) показывает, какой замечательный декоративный эффект дают линия пересечения сводов с куполами, заставляя забывать о том, что мы находимся под землей и эти своды и купола несут на себе колоссальную тяжесть грунта, в котором они построены.

33. Станция „Сокол" московского метро.

Эти примеры и знания, полученные при изучении истории стилей, должны помочь молодому мастеру-художнику осознать художественные качества русского классического искусства, оценить неисчерпаемые богатства народного искусства русской и других национальностей Советского Союза и современного нам советского декоративного искусства.

Изучение всего этого культурного наследства сочетается с воспитанием у молодых мастеров чувства нового, осознания задач декоративного искусства и художественной промышленности наших дней. Учась у старых мастеров декоративного искусства, надо добиваться новых решений композиционных задач, соответствующих стилю современного нам искусства Сталинской эпохи.