Гармония цветов

Вопрос о наиболее красивых сочетаниях цветов занимал и художников и физиков (в их работах по оптике), однако ни тем, ни другим не удалось установить вполне определенные закономерности, применимые для практических целей. Самое понятие о гармоничном сочетании цветов толкуется по-разному. Иногда гармоничными считают пары дополнительных цветов спектра и группы из трех цветов, расположенных на спектре на равных расстояниях один от другого. Качественным признаком таких сочетаний является свойство этих цветовых тонов взаимно повышать звучность цвета.

У других авторов гармоничными называются сочетания цветов, не производящие впечатления пестроты и обладающие общностью тонов — единой цветовой гаммой (гаммой в музыке называют ряд звуков, взятых в последовательном порядке до повторения первоначального звука).

Наиболее простыми из гармоничных сочетаний можно считать сочетание разбеленных и затемненных тонов одного и того же цвета, но и сопоставление тонов различных цветов, разумеется, может давать красивые сочетания. На произведениях декоративного искусства как прошлых эпох, так и на современных мы находим много примеров гармоничных цветовых сочетаний. Изучение этих образцов помогает молодому мастеру-художнику развить личный вкус для самостоятельных поисков красивых сочетаний цветовых тонов, не придерживаясь каких-либо готовых рецептов.

На рис. 92 приведены примеры цветового решения орнаментации при росписи стен; это образцы орнамента эпохи Возрождения. Если сравнить их с образцами росписей стен, сделанных художниками I века нашей эры (например, сохранившимися в Помпеях), мы заметим, что они, как правило, отличаются от росписей стен эпохи Возрождения. Однако известно, что художники эпохи Возрождения (т. е. возрождения классического искусства древней Греции и Рима) изучали памятники искусства древней Греции и Рима и старались возродить и продолжить традиции этого классического наследия. Прямое перенесение приемов решения сходных задач из предшествующей эпохи в новую, очевидно, уже не удовлетворяет людей, живущих в иных условиях, чем условия бытия людей предшествующей эпохи. Этим объясняются изменения и содержания, и форм, и цветового решения, и представления о гармоничности росписей стен в различные эпохи истории человечества и в наше время. Композиции росписи стен современных зданий должны строиться на мотивах новой современной орнаментации.

91. Контраст светлоты.

92. Фрагменты росписи стен. Композиция, построения на основе равновесия правой и левой стороны.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия