Облицовка натуральным камнем примеры зданий

Естественный камень в современном строительстве применяется главным образом как материал для облицовки фасадов и интерьера зданий, а также для изготовления архитектурно-строительных деталей, от которых требуется особая прочность. Для сооружения стен и перекрытий используются сейчас в виде штучного камня лишь легкие породы, являющиеся местными материалами в ограниченных районах их залегания. Но декоративно-облицовочный камень и каменные архитектурные детали имеют широкое применение даже там, куда их приходится завозить на значительные расстояния, так как вес этих изделий сравнительно мал по отношению к весу здания.

По художественной выразительности и монументальности, облицовка натуральным камнем является незаменимой для архитектурного оформления фасадов и интерьера. Применение камня разрешает одновременно вопросы защиты здания от воздействия атмосферных влияний и повышения прочности строительных деталей располагает громадными запасами разнообразного архитектурно-строительного камня различной твердости и декоративных качеств. Среди твердых пород имеются: гранит — серый, розовый, желтовато — розовый, красный, бурый; диорит — зеленый, серого оттенка с черными точечными включениями; лабрадорит — серый, зеленоватый, синевато-черный; сиенит — серый темного тона; габбро — черный с зеленоватым оттенком; кварцит — серый, розовый, красный. Средней твердости: мрамор — белый разных оттенков, серый, серовато-белый, желтовато-розовый, желтый, розовато-белый, розовый, серовато — розовый, красный, желтовато-красный, коричневато-красный, зеленый, бело-зелено-красный, черный; известняк — белый, серый, желтый; песчаник — серый; сланец — черный и темносерый; туф — серый, . желтый, фиолетово-розовый.

Мягкие породы: тальковый камень — серый и зеленый; гипсовый камень — белый и серый, он же с примесью ангидрита — голубоватого оттенка. Ангидрит чистый по своей мягкости годен лишь для мелких вещей.

Из этого перечня видно, как многоцветны породы камня для облицовочных работ, а если учесть еще разнообразие структуры пород камня, то станет ясным, какие большие возможности композиционных изобретений имеются у мастера-художника при использовании камня для архитектурно-отделочных работ. Примерами применения отдельных пород камня в современной архитектуре могут служить: мавзолей В. И. Ленина, где мы видим гранит двух цветов, Каменный мост в Москве или скала под фигурой Петра I на памятнике в Ленинграде; черный габбро — применен в облицовке колонн Библиотеки имени Ленина в Москве; белый мрамор применен в наружной отделке здания Музея имени Пушкина (Москва); мрамор ряда других цветов применен на станциях московского метро, белый известняк мы видим на колоннах Большого театра и деталях наличников окон Казанского вокзала в Москве; туфом облицованы здание одного из министерств  на ул. Кирова в Москве, отдельные постройки Днепровской электростанции.

Поверхности облицовочных плит могут иметь различную фактуру: рифленую, бороздчатую, ленточную, точечную, пиленую, шлифованную и зеркальную. Естественный рисунок слоев камня может быть подобран в соответствии с композиционным замыслом мастера-художника.

Мозаичный мраморный пол сделан на станции «Сокол» (рис. 33 и 131, а) и на других станциях московского метро.

На полированном камне можно сделать различные надписи и рисунки с помощью металлического шаблона, применяя пескоструйный аппарат. Композиция рисунков для исполнения этой техникой должна иметь силуэтный характер и учитывать возможность выполнить трафарет для перевода рисунка на поверхность камня. При обработке песком полированной поверхности камня получается матовая, отличающаяся по цветному тону поверхность, рельефно выявляющая наносимый рисунок.

Архитектурные детали — пояски различных профилей, наличники оконных и дверных проемов, цоколи, сделанные из естественного камня — повышают декоративные качества оштукатуренных и кирпичных фасадов, обеспечивая в то же время их лучшую сохранность. Детали из гранита, лабрадорита, габбро и плотного известняка применяются в сочетании с различными штукатурками. Для массового строительства особо эффектны сочетания деталей из светлого известняка с красной кирпичной стеной, как на стенах Казанского вокзала в Москве (рис. 131, б).

Заводское производство набора простых стандартных профилей дает возможность получать путем их сочетания разнообразные архитектурные формы: низкие и высокие расчлененные цоколи, а также простые и сложные .пояски (рис. 131, в).

При строительстве московского метрополитена были использованы различные строительные и декоративные материалы. Со всех концов нашей Родины были доставлены лучшие породы мраморов и гранита.

Для создания художественных произведений живописи, скульптуры и др., а также различных орнаментальных композиций были применены многие виды (породы) материалов: смальта, цветное стекло, мраморная мозаика, керамика, ценные породы дерева и цветные металлы. Просторные залы и широкие проходы, наполненные светом, многообразие архитектурных форм и разнообразие декоративных украшений создают светлое и радостное впечатление и вызывают законное чувство гордости у советского гражданина за огромный творческий труд большого коллектива, сумевшего создать высокие образцы искусства в убранстве подземного сооружения. Советские архитекторы вместе с коллективами строителей метро создали ряд новых по стилю художественного оформления станций, например «Маяковская» (архитектор А. Н. Душкин). Подземные помещения этой станции имеют два ряда колонн, свободно переходящих вверху в свод потолочного перекрытия. Колонны украшены цветным камнем и широким профилированным пояском из нержавеющей стали. Этот пояс не только связывает две противостоящие колонны и сообщает движение архитектурным фор мам, но благодаря своему цвету и своей фактуре, отличающимся от камня, усиливает художественные качества других материалов. В центральной части зала между колоннами на своде сделаны овальные потолочные плафоны, подсвеченные чашами светильников и украшенные мозаикой из цветного стекла — смальты. Стены облицованы светлым серым мрамором. Несложный геометрический узор пола служит характерным дополнением к несколько скупому, но выразительному убранству помещения (рис. 132, а).

Другой характер имеет станция «Киевская», построенная по проекту архитектора Д. Н. Чечулина (рис. 132, б). В светлых тонах выдержан просторный и высокий зал. Многогранные колонны облицованы трехцветным мрамором — ониксом. Темный опоясан светлыми поясками. Венчает колонны сложная, богато орнаментированная капитель. Три ряда сферических куполов с висящими люстрами служат украшением потолка. Декоративное решение двух аванзалов по сравнению с залом более яркое и красочное. Они отличаются один от другого только обработкой потолков. В одном случае это — рельефные, перспективно сокращающиеся кассеты, в другом — лучеобразная гофрированная поверхность. Центр круга занимает осветительный плафон в тонкоорнаментированной металлической оправе. Четыре восьмигранные колонны покрыты мрамором, декорированы вверху своеобразно расширяющимся венцом капители. На красных полях капители причудливо располагаются белые фарфоровые узоры, состоящие из колосков, плодов и эмблем «серп и молот». Различного цвета и текстуры мрамор сплошь покрывает стены аванзала. Металлическая решетка перил хорошо сочетается с общим убранством помещения.

Примеры, приведенные нами, показывают, как велика роль того или иного материала в декоративном украшении .архитектурного сооружения в целом.

Облицовка натуральным камнем примеры зданий

131: а — мозаичный мраморный пол на станции Сокол московского метро; б — наличники окон Казанского вокзала в Москве по проекту А. В. Щусева; в — стандартные каменные профили для современных зданий.

Фото станции московского метро
132. Станции московского метро:

а — «Маяковская»; б — «Киевская».

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия