Классификация орнаментов

Общеизвестны три основные категории орнаментов: а) розеты; б) орнаментальные ленты, фризы, каймы, обрамления и т. п.; в) сетчатые орнаменты, заполняющие поверхность вещи повторяющимися элементами.

38. Четыре вида симметрии розетт.

Розеттами называют орнаменты, вписанные в круг и построенные путем деления круга на равные части его диаметрами. В основе построения розетты всегда, лежит один из видов симметрии. Когда для построения розетты применена зеркальная симметрия, такая розетта вызывает у зрителя ощущение неподвижности (рис. 38, 1,3 и 39).

Другие розетты, наоборот, вызывают у зрителя ощущение движения, одна вправо, другая влево. Это впечатление обусловлено отсутствием у этих розетт плоскостей симметрии и наличием только оси симметрии у каждой такой розетты.

Деление окружности на равные части служит основой для композиции бесконечного ряда вариантов розетт. Однако все варианты по строю композиции розетты можно отнести к одному из следующих четырех видов: к первому виду симметрии мы отнесем розетты, имеющие только плоскость симметрии М (рис. 38, /); ко второму виду симметрии — розетты, имеющие только ось симметрии Я (рис. 38, 2); к третьему виду симметрии — розетты, в которых одна ось симметрии простейшим образом сочетается с несколькими плоскостями симметрии (рис. 38, 3). К четвертому виду симметрии относятся все сложные розетты, в композиции которых оси симметрии и плоскости симметрии сочетаются так, что по мере удаления от центра розетты появляются новые плоскости и оси симметрии (рис. 38, 4).

Следует отметить, что в результате применения при окраске розетты различных цветовых сочетаний одно и то же линейное изображение розетты может производить впечатления, резко отличающиеся друг от друга. Здесь будет влиять на зрителя и подчеркивание цветом тех или иных элементов розетты и соотношение по силе или по насыщенности цвета фона и гаммы цветового решения розетты. Словом, введение цвета создает новые возможности изобретения разнообразных розетт.

39 Розетта на стене Казанского вокзала в Москве.1

Применение рельефа открывает еще один ряд новых вариантов решения композиции розетты, где игра света и тени, обусловленная различными формой и высотой рельефа, может дать многообразный художественный эффект. Наконец, сочетание цвета и рельефа, как это сделано, например, па русских рельефных изразцах, покрытых цветными глазурями, предоставляет художнику своеобразные условия для творческого изобретения новых форм розетт.

Различный характер (фактура) поверхности розетты может создать ; дополнительный ряд средств для создания особых художественных эффектов. Например, те же изразцы (рис. 40, а, б, в; 41, г, д) могут быть решены как глазурованный рельеф с блестящей поверхностью на матовом фоне терракоты. Такой же эффект может быть применен и к розеттам, сделанным из других материалов (литых или чеканных из металла, резных из дерева или камня, написанных красками на стене или на потолке комнаты и т. д.).

40. Разновидности розетт на русских изразцах XVII в.

41. Разновидности розетт на русских изразцах XVII в.

Изучая розетту по рис. 41, г, д, мы заметим, что внешний ряд листьев розетты построен делением окружности на восемь равных частей, а внутренний — делением на пять равных частей, т. е. сопоставлен четный ряд элементов розетты с нечетным.

Интересно сравнить на рис. 40 розетты б, в с розеттой а. В первых двух внешний и внутренний ряды лепестков розетт расположены строго по осям-диаметрам, а на третьей розетте средний ряд лепестков имеет другие оси симметрии, чем внешний и внутренний. Следовательно, на основе двух или трех концентрических окружностей можно построить композиции новых рядов различных розетт.

На рис. 41, г показан один из возможных вариантов композиции облицовки стены изразцами, изображенными на рис. 40 и 41.