Материалы

В этой главе мы расскажем: а) о тех свойствах и художественных качествах основных материалов, которые должны быть учтены при композиции, проектов изделий и б) о видах изделий художественной промышленности, которые производятся из этих материалов или могут производиться по данным каталогов строительных материалов и изделий, составленных и изданных Академией архитектуры .

Эти две группы сведений должны помочь молодым мастерам-художникам сознательно рассчитать свою композиционную работу на определенный материал, зная его художественные качества и виды изделий, выполняемых из этого материала.

Существо всякого материала составляет его структура. По этому признаку мы и различаем материалы, например, дерево, камень, металл, стекло и пр. В связи с особенностями структуры обработка для каждого материала различна. Дерево режется, а металл подвергается ковке, литью и чеканке. Если камень высекают и режут, то стекло выдувают, а фарфор и гончарную глину формуют и затем обжигают. Из глины мы можем лепить, а из гипса, алебастра и цемента только формовать. Гипс и штукатурка близкие между собой материалы, но по своей художественной обработке различны: гипс льется, штукатурка отдавливается.

Всякий материал имеет свои, только ему присущие, особенности. Поэтому, разрешая композицию в том или ином материале, необходимо знать свойства этого материала, чтобы не создавать значительных трудностей при исполнении проекта в материале. Например, при прорисовке какого-либо декоративного профиля нельзя делать одинакового шаблона для гранита, дерева, штукатурки или бронзы. Каждый материал благодаря его свойствам будет иметь свой характер профилировки или орнаментации.

Здесь речь идет о свойствах и качествах материала, определяющих пригодность его для тех или иных производственных целей с точки зрения техники его обработки. Но при архитектурно-отделочных работах и вообще в художественной промышленности материалы подбираются и по признаку их художественных качеств: цвета, узорности строения (текстура) и пластичности. Определенные художественные эффекты достигаются путем использования прозрачности материала, например при обработке стекла.

Качество естественного цвета различных пород камня, дерева и других материалов давно замечено и широко используется для декоративных целей, например хотя бы в облицовке стен подземных помещений московского метро.

Следует отметить, что при исполнении рельефов из цветных материалов всегда приходится учитывать, что рельефы темного цвета менее четко воспринимаются зрителем, чем точно такие же рельефы на светлых по цвету материалах. Темный цвет материала уменьшает контраст света и тени на рельефе и делает его нечетким, значит, надо резче выделить изменения поверхности рельефа. На материале сложном, неоднородном по цвету слоев, рельеф в значительной мере маскируется подобно маскировке окраской танков, зданий и пр. в военное время.

Цвет играет значительную роль в композиции архитектурных сооружений. При большом количестве пасмурных дней в средней полосе России звучная окраска зданий позволяет выделить их декоративные части, например, на зданиях классического стиля XIX в. светлые орнаменты (розетки, панно, фризы и скульптурные группы) четко выделяются на более темной, спокойной окраске стены. По тем же причинам еще более велика роль цвета в отделке внутренних помещений.

Материалы со своеобразным строением (текстурой), дающим узорчатую слоистость на их поверхности, как, например, мрамор и древесина многих пород, издавна применялись для декорирования зданий и мебели. Оклейка мебели фанерой с узорной слоистостью занимает среди способов декорирования мебели не меньшее место, чем резьба рельефов из дерева, применение профилированных карнизов, тяг и пр.

Пластичностью материала называют его свойство давать более или менее тонкий рельеф. Так, говорят, что гипс более пластичен, чем смесь извести с песком, применяемая для штукатурных работ, бронза более пластична, чем чугун, древесина липы и березы пластичнее древесины дуба и т. д.

Следовательно, работая над проектом композиции той или иной вещи, всегда приходится учитывать свойства и художественные качества материалов, из которых будет сделана эта вещь.

При обработке различных материалов поверхности каждого материала может быть придан различный характер или, как еще говорят, различная фактура. Например, поверхность плиты из гранита можно сделать блестящей — полированной, или матовой — зернистой, или наконец, оставить на поверхности гранита следы первичной грубой обработки. Поверхности всех других материалов также может быть, придана разнообразная фактура.

Стекло, кроме своей прозрачности, обладает еще способностью — отражать и преломлять свет на своих гранях, что придает отдельным изделиям из стекла богатую игру, подобную игре драгоценных камней — самоцветов. Такие изделия из стекла или хрусталя, как посуда, вазы, люстры, с хрустальными подвесками и пр., обладают особыми декоративными качествами, отличающими их от других материалов.