Орнаментация стекла

Известно, что формы декорирования изделий из любого материала находятся в прямой зависимости от свойств и качеств данного материала. Стекло блестит и может быть прозрачным или плотным, оно пластично. Стекло может быть цветным. Стекло можно расписать прозрачными или плотными красителями, сделать его рельефным, подвергнуть химической обработке (травление, матование, химическое протравное крашение) и, наконец, обработать механическим путем (гравирование, огранка, резание и спаивание или склепывание).

Каждый из этих художественно-технических приемов имеет свои возможности и границы применения.

Один из простейших видов обработки поверхности стекла это травление. Этот способ прежде всего позволяет придать ту или иную фактуру поверхности стекла, сделать ее матовой, зернистой или иной. Значит, орнамент может быть построен на сопоставлении поверхностей различного вида, а ритмическое построение орнамента обусловливается назначением декорируемой вещи. Для вещей из листового стекла, таких как филенки дверей или простейшие орнаментальные витражи, по-видимому, надо исходить из принципов композиции, замкнутой в определенную форму. Применение сетчатых орнаментов типа бесконечных повторений одного орнаментального мотива по рапортам, как на тканях или обоях, допустимо на стекле при непременном условии, чтобы не было обрезанных частей орнамента и он смотрелся, как — вполне законченный по всем краям.

Фото орнамента для гравировки на стекле по мотиву пятиконечной звезды.
122. Орнаменты для гравировки на стекле по мотиву пятиконечной звезды.

Применение в технике травления густого асфальтового лака, затрудняющего проведение тонких штрихов, иногда приводит к гравировке иглой по лаку с последующим травлением. Однако на прозрачном и блестящем стекле тонкие штрихи плохо видны. Значит, нужна иная техника композиции орнамента, приспособленного к формам мазка кистью с асфальтовым лаком.

Особый художественный эффект дают травление и гравировка рисунков на стекле с цветным «накладом» (соединение двух, иногда трех, слоев стекла разного цвета). Травлением или гравировкой можно снять один слой стекла по данному рисунку и сделать, например, прозрачный светлый рисунок на красном (или синем) прозрачном фоне.

Рельефный орнамент на стекле может быть двух видов: прозрачный и матовый, первый смотрится «на просвет», второй требует по преимуществу бокового освещения. Стекло четко передает очень тонкие изменения рельефа. Высота рельефа для обоих его видов определяется толщиной стенок декорируемой вещи.

По содержанию возможности рельефного орнамента на стекле безграничны.

Гравировка и огранка стекла дают своеобразный эффект при условии использования прозрачности стекла, его блеска и способности отражать и преломлять лучи света. Мы имеем прекрасные образцы, двух различных видов применения техники гравировки.

Один прием строится на орнаментации геометрического, неизобразительного порядка. Ритмические сочетания граненых, плоских и кривых поверхностей составляют одну группу орнаментов (рис. 122). Другую составляют гравированные рельефом или контррельефом орнаменты любого вида вплоть до изображений человека, животных, растений и пр. (рис. 123).

Фото гравированный матовый рельеф на стекле.
123. Гравированный матовый рельеф на стекле.

Композиция орнаментов для этого приема обработки стекла должна быть построена с учетом возможности искажения изображения на кривой поверхности, например вазы. Кроме того, необходимо учитывать эффект видимости того, что изображено не только на ближайшей к зрителю части поверхности вазы, но и на противоположной стороне. Иногда такой прием приводит к натуралистическим изображениям, например, с одной стороны вазы выгравирован футболист в позе удара по мячу, а самый мяч сделан на противоположной стороне вазы. С определенной точки зрения футболист и мяч связываются зрителем, причем иллюзия пространства между мячом и человеком усиливается кривизной поверхности вазы.

Цветное стекло окрашивает проходящий через него свет. На этом свойстве стекла построены эффекты витражей, заполняющих проемы окон. Художники средних веков своими витражами оживляли суровые серые стены готических зданий. Звучный цвет стекла витража был использован художниками как своеобразная палитра для создания картин, составленных из кусков стекла разных цветов. Спайка металлом отдельных кусков стекла дает темный контур, еще усиливающий насыщенность цвета стекла. Сила звучания цвета на витражах неповторима никакими другими красителями. При ярком солнце или в пасмурный день витраж дает различные эффекты. Прозрачные красители позволяют художнику еще расширить палитру и обогатить живописные эффекты витражей. Сила воздействия на зрителя таких картин необычайно велика.

Живопись на стекле глухими, непрозрачными красками и нанесение рисунка эмалями применяются обычно на предметах быта и небольших декоративных вещах. Здесь от художника требуется большой такт, чувство меры и мастерство мазка при кладке краски на стекло. Орнаментация должна иметь по преимуществу силуэтный характер и не перегружать поверхность декорируемой вещи. Попытки дать орнаментацию с условной передачей света и тени редко дают удачные художественные решения, так же как безвкусными и грубыми кажутся реалистические изображения непрозрачными красками на стекле цветов, животных и человека. Но живопись глухими красками на вещах из темного стекла дает прекрасные эффекты при умелом использовании стекла на вазах, графинах, флаконах и т. п.

Изучение орнаментальных форм, применявшихся в прошлом при декорировании стекла, поможет современным мастерам-художникам найти свои орнаментальные мотивы, а достижения современной техники обработки стекла открывают широкие возможности для выражения творческих замыслов мастеров по обработке стекла.

В каталоге строительных материалов и изделий, изданном Академией архитектуры  указаны следующие виды изделий:

  • литое прессованное стекло применяется в виде разнообразных архитектурных деталей — филенок, розеток, наличников и пр. для внутренней и наружной отделки зданий;
  • облицовочное непрозрачное цветное стекло применяется преимущественно для облицовки магазинов, киосков, вестибюлей жилых и общественных зданий, а также для крышек столов, прилавков, витрин и пр.

Палитра цветов непрозрачного облицовочного стекла чрезвычайно разнообразна. Стекло может быть однотонное и со структурой, имитирующей мрамор. Поверхность облицовочных плит может быть полированной (зеркальной), матовой и вальцованной с различными узорами.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия