Парфенон

Характер оформления зданий на протяжении истории человечества менялся в соответствии с условиями жизни людей в определенную эпоху, на определенной территории, при том или ином общественном строе. Из истории архитектуры мы знаем об эпохах расцвета этого вида искусства, например, в древней Греции, памятники архитектуры которой до наших дней служат совершенными примерами целесообразного сочетания в здании конструктивных и декоративных качеств.

На примере одного из памятников архитектуры Греции посмотрим, из каких частей слагалось там общественное здание, как сочетались конструктивные части здания с частями декоративными и какой вид имели там архитектурно — декоративные элементы здания. Этим, конечно, не исчерпывается значение описываемого памятника архитектуры.

4. Парфенон в Афинах (реставрация). Часть портика.

На рис. 4 показана часть портика одного из общественных зданий в Афинах — Парфенона, храма богини Афины Паллады (в реставрированном виде), построенного архитектором Иктином в 447—438 гг. до нашей эры. Внутри храма находилась статуя Афины работы скульптора Фидия. Парфенон — совсем небольшое здание по сравнению с современными масштабами, но даже в его современном полуразрушенном состоянии Парфенон производит впечатление благородного величия и мощи. Содержание изображений на декоративных частях Парфенона связано с его назначением: раз в четыре года к Парфенону направлялось торжественное шествие для передачи жрецу Афины нового покрывала для статуи богини. Такое шествие изображено на рельефном фризе, опоясывающем верх внешних стен залов Парфенона. Начало шествия изображено на фризе западной стены: мужчины готовятся сесть на коней и присоединиться к процессии, дальше изображены всадники, колесница с воинами, пожилые граждане с ветвями оливы, музыканты; мужчины несут сосуды, идут жертвенные овцы и рогатый скот, девушки с принадлежностями для жертвоприношения, старцы. Изображенная на фризе процессия двумя ветвями огибает стены зала с севера и юга, подходя к восточной стене, где изображены олимпийские боги и (в центре) передача жрецу одежды для Афины. На рис. 5 изображены части этого фриза.

5. Часть рельефного фриза Парфенона:

А— юноши, несущие жертвенные сосуды; Б — часть процессии всадников.

Этот фриз — замечательное произведение искусства, замечательный образец композиции декоративной скульптуры, пример высокого мастерства в изображениях отдельных фигур, чувства ритма и единства в — композиции целого. Исполнение фриза потребовало огромного труда, о чем можно судить хотя бы по тому, что, кроме изображений человека,, на фризе насчитывается более двухсот конских фигур.

Парфенон — праздничное сооружение для народных торжеств,, органическое целое, от которого нельзя отнять ни одной части, где неразрывно соединены конструктивные и декоративные элементы здания.

Наиболее интересная и относительно хорошо сохранившаяся часть Парфенона — его наружные колоннады, основное звено стоечно-балочной конструкции, сущность которой заключается в наличии отдельно стоящих вертикальных опор — колонн, пролеты между которыми перекрыты горизонтальными балками из камня или дерева. Такие балки — перекладины называют архитравом, а перекрытие— архитравным в отличие от сводчатого. В сводчатом перекрытии опоры выдерживают давление не только сверху вниз, но их распирает в стороны; в стоечно — балочной конструкции балки давят на опоры только сверху вниз. Художественная переработка такой конструкции и состоит в выявлении двух сил, действующих в противоположных направлениях: сверху вниз и снизу вверх.

Опорами в Парфеноне служат колонны, они расширены книзу и утонение кверху идет не по образующей конуса, а имеет легкое утолщение (энтазис), как будто упруго раздаваясь под давлением тяжести, лежащей на ней. Греки-строители искусно использовали эти две детали — колонны, по-разному их применяя на отдельных постройках: они умели избегать и впечатления хрупкости колонны и впечатления излишней толщины— тяжести колонны. Утонение колонны подчеркивает направление кверху опорной силы колонны, придавая ей стройность. Впечатление устремленности колонны вверх усиливается желобками — каннелюрами, идущими вдоль ствола. Колонна заканчивается капителью, создающей естественный переход от опоры к лежащей на ней балке, через, плиту давление, распределяется на большую площадь. Профиль капители, состоящей из призматической плиты — абака, под ней скругленного, эхина, пяти ремешков — аннули и шейки, придает капители характер упругости и силы. Абак составляет переход от округлых форм колонны к прямолинейным очертаниям каменных перекладин, поддерживаемых опорой. Верхняя горизонтальная часть здания, расположенная над колоннадой, называется антаблементом и состоит из трех главных частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав держит всю конструкцию верха здания, соединяя перекладинами колонны и передавая на них тяжесть частей здания, лежащих на нем. Назначение карниза — не давать дождевой воде стекать по стенам и колоннам, поэтому он значительно выдается вперед и на его нижней горизонтальной грани сделано специальное приспособление для отвода капель, дождя — мутул. Между карнизом и архитравом расположен фриз, как будто не имеющий практического значения, но многие исследователи объясняют наличие на фризе триглифов — камней с вертикальными бороздками как подобие концов поперечных балок, лежавших на архитраве в более древних деревянных храмах. Триглифы размещены над колоннами и серединами пролетов между колоннами. Промежутки между триглифами на фризе заполнены метопами — каменными квадратными плитами с декоративной скульптурой. Это сцены борьбы богов с гигантами, людей с кентаврами и т. п.—92 различных скульптурных изображения, говорящих о победе человека и его разума над стихией.

На карнизе покоится треугольник фронтона со скульптурой вписанной в форму треугольника; на углах фигуры лежат, дальше сидят, а в центре они сделаны во весь рост. Скульптуры на фронтонах Парфенона изображают: на восточном фасаде — миф о рождении Афины из головы Зевса, на западном — спор между Афиной и Посейдоном об обладании Аттикой. Фронтоны завершаются профилированной симой. Скульптура Парфенона сливается в единое композиционное целое со строгими и простыми ритмами его архитектуры. Общее впечатление стройности Парфенона усиливается постановкой здания на высокое каменное подножие — стилобат из трех полуметровых ступеней. По боковым фасадам Парфенона расположено по 17 колонн, эта нечетность числа колонн подчеркивает отсутствие входного пролета в середине колоннады; на главном фасаде — 8 колонн.

Фасады Парфенона (производили впечатление торжественной праздничности. Верх здания был окрашен в яркие свежие цвета. На главных конструктивных частях здания сохранялась белизна строительного материала — мрамора, вверху оживляющаяся красными, синими и желтыми тонами в сочетании с золотом. Триглифы были синими, в метопах — на красном фоне синие одежды сочетались с металлическими частями — По горизонтальным полосам карниза тянулись ленты цветного орнамента, скульптуры фронтона выделялись на красном фоне. Все это многоцветие достигалось, повидимому, окраской мрамора прозрачными красками, не закрывавшими мрамор наглухо.

Внутри Парфенон производит суровое впечатление; судить о том, что было в его залах, можно лишь по спорным реконструкциям, восстанавливающим остатки его внутренней отделки. План Парфенона прост: за колоннадами стена без окон огораживала большое прямоугольное пространство — целлу, разделенную поперечной стеной на два зала, имевших каждый свою колоннаду. Входом в зал служила высокая дверь, расположенная против среднего пролета главного фасада. Ряд колонн внутри здания поддерживал потолок. В одном из залов помещалась статуя Афины Паллады, в другом — сокровищница.

Всякое здание имеет ту или иную геометрическую форму или представляет сочетание нескольких геометрических форм. В этом смысле говорят о зданиях призматических (как большинство современных зданий), цилиндрических (как Пантеон в Риме или некоторые из башен Московского Кремля), о пирамидальных крышах, сферических куполах и т. д.

Египетские пирамиды могут служить примером простои геометрической формы, использованной для постройки гробницы огромных размеров. Однако грандиозность размеров пирамиды-гробницы с трудом осознается человеком вследствие малой расчлененности этого сооружения. Греческие здания, например Парфенон, производят не менее величественное впечатление, чем египетские пирамиды, хотя по размерам они значительно меньше пирамид.

Сопоставление египетской пирамиды с греческим зданием удобно для объяснения понятия о масштабности архитектурных сооружений, так же как бытовые вещи должны быть масштабны по отношению к человеку. Размеры мебели, сидений и столов в особенности всегда приспособлены к пропорциям фигуры человека среднего роста.

Греки-строители настолько архитектурно выразительно и гармонично проработали конструктивные части своих зданий (стены, столбы, балки, перекрытия и крыши), что их конструкция превратилась в законченную архитектурную форму, могущую (принимать различные композиционные выражения. Так как в архитектуре древней Греции портик являлся постоянной частью здания, колоннада получила большое развитие и в смысле типов и размеров. Последовательно возникают типы колоннад: дорической, ионической и коринфской, названные ордерами. В дальнейшем римляне завершили эту систему ордеров в каменной архитектуре, узаконив и определенные пропорции для каждого ордера. Таким образом, в этой системе ордеров были установлены, строго определенные пропорции членения всех архитектурных частей здания. Эта закономерность построения всех деталей здания настолько — гармонически связала их между собою, что взятые порознь они продолжают существовать как бы связанными; с недостающими частями ордера Архитектурный язык системы ордеров, впервые найденный строителямb здании древней Греции и Рима, по-новому звучащий в каждую последующую эпоху, продолжает существовать и в настоящее время в советской архитектурной практике (рис. 6).

6. Архитектор В. И. Заболотный. Фасад здания Верховного Совета Украинской ССР в Киеве.