Проектирование композиции, подбор орнамента

Работа над композицией, предназначенной для исполнения в том или ином материале, должна строиться по определенному плану, соответствующему характеру решаемой задачи. Поясним это примерами по таким двум основным группам заданий:

  1. задания по композиции орнаментации для декорирования той или иной вещи;
  2. задания на композицию целой вещи.

Прежде чем приступить к композиции орнамента, необходимо с полной ясностью установить:

  • его назначение, т. е. выяснить, что именно будет декорировать этот орнамент. Этим определяется содержание орнамента и тот вид симметрии, который целесообразно применить при решении этого задания. В главе IV пособия рассказано, что та или иная схема, принятая за основу композиции орнамента, влияет на впечатление зрителя, рассматривающего этот орнамент; значит, можно поставить себе задачу: либо вызвать у зрителя ощущение покоя (статичная композиция), либо ощущение движения (динамичная композиция);
  • надо установить также, из какого материала и каким техническим приемом будет исполняться орнамент: мастерам — альфрейщикам важно знать, будет ли орнамент написан на стене или потолке комнаты, или сделан трафаретом; при окраске композиционного рисунка орнамента надо знать и то, какими именно красками будет исполняться орнамент, — цветовые возможности клеевых красок отличаются от возможностей красок масляных; как известно, два одинаковых тона одного цвета, подобранные один клеевыми красками, а другой масляными, будут заметно отличаться один от другого.

Для мастеров, работающих с твердыми материалами (дерево, камень, металл), тоже далеко не безразлично, из какого материала надо будет сделать орнамент, например, для резчика композиция орнамента для исполнения из мягкого и неслоистого дерева может быть сложнее по рельефу и мельче по деталям, чем из дерева твердого и слоистого; то же самое имеет значение при работе из мрамора или гранита, из бронзы или чугуна, из гипса — или цемента и т. д.;

  • надо знать и точный размер орнамента в натуре, и место, где он будет находиться,— для того чтобы учесть условия наблюдения этого орнамента; в самом деле, если орнамент находится высоко, следовательно, будет удален от зрителя, — надо учесть все, что написано о лепных работах на фасаде и внутри здания в главе VIII этого пособия (см — рис. 125).

Если орнамент будет исполняться не в натуральную величину, следует установить, в каком масштабе надо делать композиционный рисунок, и, работая над композицией, все время помнить, что каждый элемент орнамента будет увеличиваться в соответствии с масштабом. Это необходимо для того, чтобы не ошибиться в размере элементов орнамента, сделав их либо чрезмерно крупными, либо излишне мелкими.

Работа над композицией целой вещи, предназначенной для исполнения в том или ином материале, должна строиться примерно по такому плану.

Если проектировать отделку мебели по заданному образцу, например письменного стола, необходимо:

  1. прежде всего изучить конструктивные особенности этого предмета в чертежах или в натуре, снять основные размеры с чертежа или произвести обмеры с данного предмета;
  2. взяв за основу определенные отделочные материалы, установить виды отделки (фанерование, инкрустация, резьба и др.), а также способы отделки (полирование, вощение, матирование и др.);
  3. далее составляются первичные эскизы к проекту общего вида замысла декорируемых мест и текстурного разрешения фона; проект общего вида стола выполняется в заданном масштабе;
  4. после изображения общего вида предмета составляются эскизы отдельных мест отделки стола (фриз крышки, филенки дверок, передняя часть выдвижных ящиков и др.); эскизы выполняются в натуральную величину.

Предполагаемый мотив резьбы необходимо четко прорисовать, предельно выявив его форму (желательно вылепить из глины или пластелина).

Мотив инкрустации также должен быть графически четким и ясно выявлять разницу по светлоте отдельных пород дерева, а также их предполагаемое текстурное решение-

Таким образом, надо предусматривать возможность использования эскизов в качестве рабочих рисунков в соответствующих материалах.

План решения композиции, рассмотренный выше, вполне применим также к дверям, панелям, паркету, а также и к проектированию любого другого предмета или отделки целого помещения.

Фото настенного панно
142. Настеное панно (техника сграфито для декорирования стен го штукатурке)
Фото растения для композиции орнамента
144. Растения для композиции орнамента
Следующее фото растения для композиции орнамента
145 Растения для композиции орнамента
Фото живописных орнаментов. Помпеи (I в._н. э.)
146 — 147. Живописные орнаменты. Помпеи (I в._н. э.)
Фото живописные и скульптурные орнаменты.
148-149. Живописные и скульптурные орнаменты.
Оцените статью
Архитектурная энциклопедия