Резьба

Одним из самых древних способов художественной обработки дерева является резьба. В русском народном творчестве резьба занимала едва ли не первое место. Мотивы орнаментаций, различные приемы и техника обработки, усложняясь и обновляясь, передавались из поколения в поколение, создавая самобытные традиции. Непосредственностью, глубиной раскрытия композиционного замысла и высоким мастерством исполнения всегда отличалось искусство русской народной резьбы. Традиционные приемы плоской резьбы по дереву также применялись при обработке такого материала, как камень. «Вся русская каменная резьба, начиная с XII и вплоть до второй половины XVII века, исполнялась такой же техникой и таким же плоским рельефом, как резьба на дереве». Творческая фантазия и высокое мастерство русского человека нашли свое отражение и при создании стильных образцов различных поделок, украшающих внутреннее убранство зданий эпохи русского классицизма XVIII столетия.

Так, например, в том же Останкинском дворце-музее, ранее описанном нами, хранятся замечательные образцы резьбы по дереву, свидетельствующие о высоком художественном мастерстве резчиков — дворовых крестьян помещика Шереметьева.

Резьба широко применялась в убранстве комнат дворца-музея, не только в меблировке, но и на дверях, карнизах, наличниках окон и т. п.

Тонкое мастерство резчиков позволяло им избирать любые мотивы орнаментации: сложные, ажурные гирлянды и венки из листьев и цветов; группы музыкальных инструментов; снопы с косами и граблями и т. д. — все это превращалось в разнообразную по рельефу скульптуру из дерева. Изобретательность и художественный вкус резчиков проявлялись и в орнаментации валиков, выкружек, гуськов, каблучков и других элементов профилированных карнизов, обрамлений филенок дверей, пилястр и колонок на многообразных предметах меблировки. Многие десятки метров таких профилей орнаментированы листочками, узорными чешуйками, «горошком», а также иониками, меандрами, листами аканта и с использованием других мотивов классической орнаментики. Резчики Останкина своеобразно заменили тонкой резьбой из дерева модные для той поры украшения мебели орнаментами из золоченой бронзы. Так, создавая новые мотивы резного из дерева орнамента или выполняя заказ помещика на копирование зарубежных образцов, работали русские мастера, оставившие нам поучительные примеры своих достижений в искусстве резьбы из дерева.

С таким же замечательным мастерством выполнены в Останкинском дворце-музее и все столярные работы, а также отделка поверхности вещей позолотой, самых разнообразных цветовых оттенков, блестящей или матовой, всегда добротной и красивой.

Останкино отнюдь не было единственным местом, где жили и работали мастера — художники по обработке дерева. Мы находим множество художественных вещей, созданных замечательными мастерами прошлого, имена которых пока остаются неизвестными. Но широко известны лучшие мастера-художники из советских артелей художественных промыслов. Вспомним хотя бы семью Ворносковых из Кудринской артели.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия