Резные украшения на мебели

109:а — ворносковская плоская резьба на шкатулке; б— висячий шкафчик конца XVII в.

Пример 1. Висячий шкафчик конца XVII века (рис. 109, б) является образцом русской народной резьбы. Карниз, филенка дверок украшены прорезным растительным орнаментом. Орнамент симметричный и свисает крупными завитками стебля с листьями по обе стороны среднего ствола, через который проходит плоскость симметрии.

Пример 2. Деталь резного украшения, исполненная в плоской, резьбе (рис. 110, а), растительный орнамент развивается вправо и; влево от центра, которым служит распустившийся цветок типа розетта из шести лепестков.

Пример 3. Деталь резной спинки стула (рис. 110, б) также является сквозной и в композиционном отношении представляет весьма редко встречающийся случай применения сетчатого орнамента на спинке стула.

110: —деталь резного украшения; б—деталь резной спинки стула.

Пример 4. Русский геометрический резной орнамент отличается, большим богатством фантазии и большой свободой технического исполнения (см. рис. 101).

Для облицовки дерева применяются два вида мозаики, отличающиеся техникой исполнения: техника интарсии отличается тем, что- изображение погружается в углубление, сделанное на массивной доске той или иной части мебели с таким расчетом, чтобы поверхность изображения совпадала с поверхностью основного материала декорируемого предмета, другая техника — это маркетри, когда — изображение наклеивается на поверхность изделия.

Русские мастера XVII — XIX веков создали ряд прекрасных интарсии и маркетри, украшающих мебель, шкатулки и другие бытовые вещи, а также панели и двери дворцов. Все это хранится в музейных собраниях, свидетельствуя о замечательном художественном мастерстве наших краснодеревцев.

В Грузии и среднеазиатских республиках  издавна работали и работают мастера, выполняющие техникой инкрустации сложнейшие композиции, по преимуществу геометрического орнамента (рис. 111, а).

111. Образцы инкрустации: а —поднос, инкрустированный костью, рогом, перламутром и серебром, работа А. и Г. Мануковых и Г. Лекшивили (Грузия);

Инкрустации, сделанные русскими мастерами-художниками, можно видеть, например, в дворцах Ленинграда и его окрестностей. В дворце Марли в Петродворце (б. Петергоф) находится столик, украшенный интарсией, по преданию, сделанный Петром I. На рис. 111, в показано наборное бюро XVIII века русской работы, почти сплошь покрытое инкрустацией в технике маркетри. Это сложная композиция: на крышке бюро из светлых цветных пород древесины набраны сцены из истории «Дария и Александра». Даже дверцы шкафчика, находящегося внутри бюро, декорированы маркетри, изображающими виды Павловска и Гатчины (в окрестностях Ленинграда). Отделка других внутренних и внешних частей бюро состоит из инкрустаций дорогими разноцветными кусками дерева, это — различные орнаментальные мотивы из растений и геометрических фигур. Даже ножки в виде суживающихся столбиков обвиты темной лентой со светлым инкрустированным растительным узором. Все это говорит о большом знании природы материала, о чувстве красоты строения древесины и о высоких традициях мастерства русских мебельщиков.

Для многократно повторяющейся прямолинейной орнаментации можно изготовить целый брусок, склеенный из различных по цвету, заготовленных по рисунку и подогнанных друг к другу кусков. Из подготовленного таким образом бруска путем поперечной распиловки получают отдельные инкрустационные листы фанеры (рис. 111, б), которые наклеиваются на бумагу для их сохранения, а затем на изделие. Если работа по изготовлению инкрустационного бруска несколько сложна, то получение из этого бруска большого количества инкрустационных фанер значительно удешевляет общее производство инкрустации. Большая трудоемкость инкрустаций и сложных маркетри обусловила то, что в настоящее время рисунки для них стали значительно проще и чаще состоят из прямолинейных геометрических форм. Дело в том, что в условиях рабского труда крепостных мастеров-художников владелец мог заставить своего мастера затратить годы упорного труда на исполнение одной вещи для личного пользования. В  такие вещи делаются только для особых целей: например, для общественных зданий и музеев, в память исторических событий.

111. а-брусок для инкрустации;

Техника инкрустаций будет развиваться в наших условиях. Механизация работ значительно уменьшает трудоемкость исполнения инкрустаций и значительно снижает их стоимость. Вместе с тем опыт глубокой прокраски местных недорогих пород древесины нового замечательного материала, листовых пластических масс, вполне пригодных для инкрустаций, даже расширяет возможности творческих изобретений для мастеров-художников.

Композиция конструктивных, а вместе с тем и декоративных деталей из железа и других металлов на протяжении веков от глубокой древности и до наших дней изменялась в связи с изменениями стиля декоративного искусства. На вещах крестьянского обихода мы также видим декоративные прочные оковки листами жести.

112. Накладные украшения на мебели и деревянных предметах быта: а—оковка железом деревянных сундучков XVI п.;

В настольном зеркале XVIII века (рис. 112, б) композиционно соединено несколько материалов: основанием для зеркала служит ящик, облицованный ореховым деревом; зеркало, оправленное в бронзу, поддерживается двумя колонками из ярко-голубого полупрозрачного стекла; колонки увенчаны бронзовыми вазочками; по бокам ящика вставлены фарфоровые медальоны с классическими головами (белыми на синем фоне). Следовательно, в композиции этого зеркала соединены пять материалов: дерево, зеркало, бронза, цветное стекло и фарфор.

В современной мебели накладные украшения имеют как конструктивный, так и декоративный характер: это узорные петли дверок, скобки, ключевины, ручки, футерки и пр., изготовленные из металла, пластмасс и других материалов; это зеркало и вставки фацетованного стекла, спаянные по типу небольших витражей, и т. п.

112. Накладные украшения на мебели и деревянных предметах быта: 6— настольное зеркало XVIII в.

При умелом сочетании этих декоративных элементов мебели с характером ее конструкции, накладки и вставки из различных материалов, которыми так богат Советский Союз, очень обогащают мебель и делают ее нарядной.

Кроме мебели, из дерева в  изготовляются для жилых и общественных зданий двери, панели и паркеты. Эти изделия в смысле их композиции можно поделить на две группы: к первой относятся изделия, исполняемые по специальным рисункам для крупных общественных зданий, ко второй группе — те стандартизированные архитектурные детали, которые предназначаются для массового городского и сельского строительства. Надо сказать, что возможность творческих изобретений различных вариантов композиции строительных деталей, очевидная для первой группы изделий, вполне возможна и для изделий второй группы. Многие стандартные детали допускают различное комбинирование их между собой, значит, можно из таких деталей сделать новые композиции. Почетной для советского мастера-художника является задача продумать и создать новые формы строительных деталей, которые можно производить заводским механизированным способом для массового строительства. В наших газетах мы каждый день читаем о творческих изобретениях советских мастеров в самых разнообразных отраслях промышленности.

Деревянные панели служат для архитектурного оформления стен комнат и, вместе с тем, для защиты стен от повреждений. Характер композиции панелей определяется общим стилем данного здания, а материалами служат: профилированный тес, дощатые щиты, филенки из фанеры с декоративным верхним слоем древесины, различные профили для раскладок, карнизов и плинтусов. Филенки и дощатые щиты могут быть декорированы резьбой, фанерованием, инкрустацией, а также вставками и накладными украшениями из разных материалов, — вот далеко не полный перечень материалов для композиции панелей.

Очевидно, в первую очередь внимание составителя композиции панели должно быть направлено на целесообразное и красивое членение панели, на поиски пропорциональности частей панели и соответствие этих членений назначению данного помещения и общему стилю архитектуры.

Напомним, что средствами композиции отделочных работ, в том числе и панели, можно изменить общее впечатление от данной комнаты, например, устранить неприятный вид невысокой и длинной комнаты, подчеркнув вертикальные членения панели.

В современных зданиях панель обычно состоит из вертикально поставленных прямоугольников, а вверху и внизу чередуются малые прямоугольные филенки, расположенные горизонтально. Узкая раскладка обрамляет филенки и места соединений щитов. Несомненно, что даж эта простая композиция панели может быть сделана в других вариантах сочетания тех же деталей. Следует отметить, что упражнения молодого мастера в создании новых вариантов композиции сделанной уже вещи являются одним из лучших способов развития творческой инициативы мастера.

Двери в зависимости от их назначения — наружные, внутренние, застекленные, балконные — композиционно оформляются по-разному: более нарядно и с расчетом на более ценные материалы для общественных зданий, и скромнее для массового жилищного строительства (рис. 113, а). Массовость и стандартность последних отнюдь не снижает ответственности автора проекта двери и мастера-исполнителя за качество изделия. Наоборот, массовое производство изделий требует особо внимательного и вдумчивого отношения именно к этим изделиям, потому что недочеты их композиции и конструкции будут повторены много раз и все они будут долгое время напоминать автору о его ошибках.

Русские мастера-краснодеревцы прошлых эпох оставили нам замечательные образцы художественного оформления дверей. Так, в подмосковной усадьбе «Никольское» сделана двухстворчатая дверь — замечательная по строгости, простоте и художественности композиции (рис. 113, б).

113. Двери: а-двери совремешых здчний (наружные); б- нутренние двгри в б. усадьбе «Никольское» под Москвой (XIX в.).

114. Паркеты: а — часть паркета в усадьбе XVIII в.; б, е, г, д— примеры современного паркета из стандарт ой клепки.

На рис. 114 показаны различные виды современных паркетов из стандартной паркетной клепки разных форм и размеров. Из этих же видов паркетной клепки можно сделать еще много вариантов композиции паркета. На рис. 114, а изображена часть паркета XV11 века в одной из помещичьих усадеб.

Вообще же паркет может быть составлен из нескольких видов многоугольников, заполняющих плоскость без промежутков. Для построения композиции паркета выбираем один из семнадцати видов симметрии сетчатых орнаментов; наносим на бумагу расположение элементов симметрии; берем произвольную точку (рис. 115, б) и размножаем ее по избранной нами сетке, затем соединяем прямой линией каждую точку с ближайшей другой точкой, не допуская никаких пересечений прямых. Если налицо несколько равных кратчайших расстояний, то проводим все отвечающие им прямые, если они между собой не пересекаются.

115. Паркеты из многоугольников, заполняющих плоскость без промежутков.

На рис. 115 даны паркеты, построенные этим способом. Разберем для примера, как был построен паркет, изображенный на рис. 115, б. Для построения взят вид симметрии (ААМ6), исходная точка А выбрана на плоскости симметрии между шестерной и тройной осями симметрии; поворотами на соответствующие углы около шестерной и тройной осей из точки А выводятся все прочие точки; точку А соединяем с двумя ближайшими к ней точками, то же делаем со всеми другими точками —так вычерчиваются все шестиугольники; точку А и все другие точки соединяем с наиболее близкими к ним точками, в результате чего возникают все треугольники. На этом заканчивается построение паркета, состоящего из правильных шестиугольников, прямоугольников и треугольников. Подобным построением, но по другим видам симметрии сетчатых орнаментов, могут быть созданы ряды новых вариантов композиции паркетов.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия