Скульптурные украшения, лепнина

Скульптурные украшения применяемые в архитектуре при отделке фасадов и внутренних помещений зданий, иногда называют лепниной, хотя они не вылеплены, а обычно отлиты из гипса, мастики или цемента в форме, снятой с оригинала скульптора.

Для мастеров, работающих по формовке, отливке и постановке на место скульптурных украшений здания, совершенно необходимо иметь ясное представление о композиционном строе тех украшений, которые они сначала размножают отливкой, а затем устанавливают н.а место. Здесь часто приходится решать, например, как сделать поворот орнамента в углу комнаты, не нарушая его композиции, или как разрезать на части для формовки крупное украшение, опять-таки учитывая его композицию и т. п.

Надо также иметь ясное представление о тех явлениях деформации, т. е. искажения форм рельефов и особенно круглой скульптуры (статуи, капители колонн, вазы, балясины, лестницы и пр.), которые получаются при рассматривании их снизу вверх и вообще с точек зрения иных, чем при работе над ними в мастерской.

При постановке на место гипсовых порезок очень важна точная пригонка частей порезки друг — к другу без нарушения композиции орнамента порезки, особенно в углу при переходе порезки с одной стороны на другую. Значит мастеру необходимо разобраться в том, как повторяются элементы композиции данного орнамента, и не нарушить порядок (ритм) этого повторения.

На рис. 125 показана применение лепных работ на фасаде и внутри нового жилого дома на Садово-Триумфальной улице в Москве. Дом выстроен по проекту архитекторов 3. М. Розенфельда и А. Д. Суриса. Архитекторы запроектировал и мастера выполнили следующие лепные работы: а — на фасаде: 1) вазы двух разных форм над фронтоном, 2) балясины над карнизом и под окнами третьего этажа, 3) орнамент на фризе (под карнизом здания), состоящий из гирлянд и розет между ними, 4) орнаменты фризов над балконами и окнами пятого и третьего этажей — первый построен по мотиву венков и букетов между ними, второй — гирлянд и розет между ними, 5) заполнение треугольника фронтона — венок с лентами; 6 — внутри здания: 1) в вестибюле—-балясины перил лестницы (другой формы, чем на фасаде), 2) кассеты с розетами по толщине арки, 3) орнаментированный фриз и карниз.

Следует отметить, что высота рельефа орнамента на фасаде возрастает в связи с приближением к верху здания: на пятом этаже рельеф орнамента выше и формы его элементов крупнее, чем на третьем этаже, а на седьмом этаже рельеф орнамента еще выше, крупнее и элементы орнамента. Вынос профилированных тяг и карнизов на фасаде также возрастает от низа к верху здания. Архитекторы учитывали перспективные явления, возникающие при рассматривании здания с улицы.

Очевидно, что из таких же соображений на проекте вазы над фронтоном были нарисованы гораздо более вытянутыми по высоте, чем они кажутся при рассматривании снизу. Композиция всех орнаментов симметрична по вертикальным плоскостям, чем подчеркивается высота здания. Внутри здания, разумеется, все орнаментальные детали и мельче и ниже по рельефу, чем на фасаде.

Хорошее качество отделочных работ в этом доме, однако, не везде выдержано: на рис. 125, в фриз в комнате режется в случайных местах полукружиями трех окон. Очевидно, что трафаретное повторение орнамента фриза в этих местах недопустимо, требуется переработка композиции этой части фриза с движением орнамента по дуге окружности окна.

Этими же соображениями грамотности композиции необходимо руководствоваться и при исполнении отдельных видов лепных работ.

Розетты; при постановке их на место необходимо, посмотреть расположение осей симметрии каждой розетты и направлять их по осям той площади, на которую розетта укрепляется. Если розетты повторяются несколько раз, важно не изменять положение осей симметрии на всех розеттах.

При постановке орнаментальных деталей, расположенных над колоннами или пилястрами (метопы, триглифы, венки, гирлянды и т. п.), должны совпадать оси колонны или пилястры с осью той орнаментальной детали, которая расположена непосредственно над ними.

Капители и базы колонн обычно отливаются из двух половин. Здесь также важно делить орнаментированные капители и базы с учетом композиции орнамента, избегая разрезов в случайных местах.

Вывод: при композиции скульптурных украшений всегда должно учитываться место в здании, где будет помещена эта скульптура. Например, одна и та же ваза будет очень хорошо смотреться при постановке в нише на уровне первого этажа здания и будет казаться уродливой, если ее поставить на уровне пятого этажа. Такие же явления можно наблюдать и при постановке статуй.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия