Стиль

В художественно-ремесленных училищах изучается как особый предмет учебного плана история стилей. При пользовании этим пособием, посвященным изучению основ композиции, понятие о стиле необходимо учащимся прежде всего для решения вопроса о стиле их собственных композиционных работ, а затем и для того, чтобы при разработке рисунков для исполнения в определенном материале частей данного архитектурного проекта учащиеся могли судить о стиле оформления здания по этому проекту. Понимая общий стиль здания, учащиеся, в будущем мастера, сумеют сделать все его детали соответствующими общему стилю здания.

С изменением общего стиля архитектуры здания изменяется и декоративное оформление отдельных помещений в нем. Примером, подтверждающим это, могут служить две лестницы, изображенные на рис, 2 и 3. Одна из них в Большом дворце г. Петродворца (б, Петергоф), другая в Ленинграде в доме, где до революции помещалось Главное управление ведомства учреждений императрицы Марии. По времени постройки их разделяет одно столетие.

Даже при первом взгляде замечаешь, что орнаментация лестницы Большого дворца в г. Петродворце имеет иной характер и занимает большее место, чем на другой лестнице, где много гладких стен. В орнаментации первой лестницы преобладают сложные причудливые формы морских раковин, оранжерейных растений. На другой лестнице орнаментация более простая, ясная, в ней угадываешь отзвуки классического искусства древней Греции, хотя и своеобразно переработанные. На различиях отделки лестниц сказалось изменение вкусов людей одного класса: на первой — XVIII века, на другой — вельмож первой половины XIX века.

Признаками каждого стиля является своеобразный круг идей, специфический подбор и способ характеристики людей, изображенных на картине или в скульптуре, особые построения композиции произведений декоративного искусства, даже особые художественно-технические приемы обработки разных материалов, соответствующие уровню развития производительных сил в данной стране, в данную эпоху, при данном общественном строе.

Следует упомянуть о своеобразном отношении искусствоведов конца XIX века к «ручному» и к «машинному» способам производства в области декоративного искусства и художественной промышленности.

2. Архитектор Растрелли-сын. Низ купеческой лестницы Большого дворца в Петродворце (б. Петергоф).