Свет и тень – рельефный орнамент

Изменения рельефа — поверхности любого предмета мы замечаем или осязанием, или, чаще, определяем их по изменениям форм света и теней (на поверхности рельефа и падающих от рельефа на фон), а также по расположению и форме так называемых полутонов, т. е. теней, менее четко выраженных, По этим-то колебаниям света и тени на поверхности рельефа мы обычно и оцениваем скульптурные качества рельефа. Поэтому при композиции рельефа всегда должны быть учтены условия освещения, типичные для того места, где будет помещен рельеф.

Условия освещения имеют большое значение и при решении вопроса о высоте рельефа и о характере его поверхности. Плавные переходы от высоких к низким частям рельефа будут заметны при ярком свете, и мы не заметим их в полумраке. Рассеянный свет пасмурных дней, частых в центральных, северных и северо-западных областях Советского Союза, обусловил своеобразное явление: если сравнить высоту орнаментальных рельефов на фасадах зданий, построенных в этих областях в начале XIX века, со зданиями, построенными одновременно на юге, то высота орнаментальных рельефов на юге меньше, чем на севере и даже в центре , хотя здания тождественны по стилю. Высота рельефа различна и при сравнении скульптурных украшений на фасаде и внутри зданий. Однако здесь это обусловлено не только расчетом на различные условия освещения, но также и на различие расстояния до наблюдателей этих рельефов. Для фасадных рельефов точки , зрения более удалены, чем для рельефов в комнатах (рис. 93 и 94).

9З. Деталь портала входа в метро — станция «Комсомольская», Москва.

В связи с вопросом о композиционном значении света и тени на рельефах необходимо отметить своеобразное изображение рельефов посредством особого вида живописи. Скульптурная орнаментация изображается живописью в четыре тона серого или коричневато-серого цвета: свет, полутон, тень собственная и падающая от рельефа (последняя самая темная). Тона обычно подбираются один к другому в таком отношении по силе, чтобы создать впечатление матовой поверхности гипсового рельефа и сделать менее заметным переход от рельефа напитанного к рельефу настоящему, сделанному из гипса (рис. 95). В тех зданиях начала XIX века, где стены облицованы мрамором, написанные рельефные орнаменты имеют еще один тон-блик, который должен вызвать у наблюдателя впечатление блестящей поверхности полированного мрамора. В главе V, описывая процесс творческой переработки форм природы в орнамент, мы привели пример композиции растительного силуэтного орнамента для живописи на стене в два тона.

Читайте так же:  Орнаментация стекла

Подобные орнаменты пишутся красками, печатаются на тканях и обоях, ткутся и даже выполняются техникой инкрустации, не только как силуэтные, но и с условной передачей света и теней на них, соответствующих по цветовому гону освещенным и затененным частям поверхности изображаемых предметов. Здесь передаются явления освещения

94. Рельефный орнамент на фасаде и внутри жилого дома начала XIX в. в Москве

на предметах, различных по цвету (рис. 95—букеты цветов). Мы называем такую передачу света и тени «условной» потому, что это отнюдь не изображение освещения от определенного источника света, но условное освещение всего орнамента лучами света, направленными сверху вниз и слева направо, под углом 45° к горизонтали. Такой прием удобен для росписи стен и потолка комнаты, так как этот прием связывает живописца изменяющимися условиями естественного света из окон или от

95. Живописное изображение рельефного орнамента на потолке зала в доме начала XIX в. в Москве.

люстры и ламп, находящихся в комнате. Вместе с тем условное изображение света и тени на орнаменте вполне гармонирует с его, тоже условным, ритмическим строем.

Следует упомянуть еще о рельефах окрашенных — таковы, например, керамические рельефы—неглазурованные, с матовой поверхностью, и глазурованные с блестящей поверхностью (так называемая майолика) (рис. 96 и 97), таковы изделия из фарфора и фаянса. Известны также окрашенные рельефы и статуэтки из дерева. Скульпторы эпохи Возрождения иногда окрашивали даже портретные скульптуры, но в настоящее время применяется многоцветная окраска скульптурных форм только керамики и игрушек из различных материалов.

Не надо смешивать многоцветную раскраску вещи с тонировкой, т. е. окраской в один цвет различных материалов, или окраской с целью имитации того или иного материала (например тонировка гипса под бронзу).

Этот вид окраски широко применяется в мебелестроении и в различных видах архитектурно — отделочных работ.

Читайте так же:  Современный интерьер – какой он?

Рельефы по их высоте принято делить на две группы: низкие рельефы называют барельефами, высокие рельефы, отдельные части которых переходят в круглую скульптуру, называют горельефами (рис. 98, 9,100).

98. Горельефы из камня на стене церкви Покрова на Нерли (XII в.).

Особую группу составляют так называемые контррельефы, т. е. обратные рельефы, на которых самые высокие части рельефа наиболее углублены от поверхности материала. Такова гравировка рельефов на стекле, такова же выемчатая геометрическая резьба на предметах быта русских крестьян (на вещах XVIII—XIX веков, рис. 101).

Еще один вид рельефных орнаментов составляют ажурные рельефы, например из металла для решеток и оград (рис. 102, а), или выпиленные — и резные из дерева (часта мебели или облицовка — стен и потолков комнат) _ В народном искусстве русских крестьян есть много разновидностей ажурных орнаментов для фасадов домов и для внутреннего их убранства (рис. 102, б).

Этот перечень различных видов рельефа сделав с целью разъяснить те особенности в явлениях света и тени на каждом из видов, которые должны быть учтены при его композиции.

99. Барельеф: белокаменная резьба на пьедесталах колонн Строгановской церкви

100. Белокаменная резьба междуэтажных украшений Строгановской церкви

1.  Окрашенные рельефы уменьшают контраст между светом и тенью тем сильнее, чем темнее тона окраски рельефа. Следовательно, надо резче делать переходы от низких к высоким частям поверхности рельефа, так как на тонких и плавных изменениях его поверхности явления светотени будут скрадываться темной окраской и не будут видимы. Это явление еще усиливается на вещах с блестящей поверхностью (например майолика), так как яркие блики делают еще менее заметным слабо выраженный рельеф. Это становится очевидным при сравнении двух одинаковых керамических панно для колхозного клуба (рис. 96 и 97).

Сказанное относится и к тонировке различных материалов, где будут наблюдаться подобные явления.

2.  Контррельефы дают совершенно различные декоративные эффекты в зависимости от материала, на котором они сделаны, и от фактуры поверхности контррельефа. Например, матовая гравировка на прозрачном стекле обычно делается с задней стороны стекла, поэтому при рассматривании рельефа с лицевой стороны стекла, мы четко видим тончайшие изменения поверхности рельефа. По грани узора на хрустале, тоже сделанного в его глубину, мы видим гораздо менее четко благодаря блеску граней, живому и быстро меняющемуся при повороте вещи.

Читайте так же:  Прикладное искусство

Эффект выемочной резьбы по дереву, тоже граненой, как и на хрустале, смотрится совершенно иначе на непрозрачном материале. Отметим разнообразие явлений света) и тени на гранях резьбы, расположенных под разными углами к источнику света. Следовательно, композиция выемчатых орнаментов для резьбы по дереву (или камню) будет тем эффектнее, чем больше разнообразия будет в расположении граней резьбы и в сочетании плоских и кривых поверхностей выемок (рис. 101а и 1016).

3. Ажурные рельефы смотрятся на просвет, поэтому существенное значение для восприятия зрителем их скульптурных качеств имеет светлый или темный фон, типичный для данного рельефа. Решетки оград, литые из чугуна или кованные из железа, чаще всего воспринимаются, как плоские и темные силуэты на светлом фоне. Чтобы выявить их рельеф, применяют позолоту или окраску светлым тоном частей решеток, интересных по рельефу. Выпиленные из дерева или металла ажурные плоские силуэтные орнаменты мы видим только по контрасту их цвета с цветом фона, а о толщине материала, из которого сделаны; эти орнаменты, мы судим по ширине теневых граней (рис. 102, а, б).

101 а. Выемчатая геометрическая резьба по дереву на предметах быта русских крестьян (XVIII—XIX вв.).

Следует отметить, что мастера-художники среднеазиатских республик  делают интересные по композиции решетки и кронштейны из дерева, а решетки также и из кирпича, направляя наибольшее измерение материала не по лицевой стороне, а по толщине решетки или кронштейна. Это дает эффект легкого ажура при большом запасе прочности.

1016. Столик с выемчатой резьбой XVIII в.

102. Ажурные орнаменты, выпиленные из дерева или металла:

а—части деревянных наличников; б—железная решетка с надсечкой по горячему металлу из Архангельского собора в Москве (XVI в.).

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия
Adblock
detector