Внутренняя обстановка

Мебель обычно различают:

  • по назначению — мебель для работы, для хранения различных вещей, для сидения, отдыха и пр.;
  • по месту использования — мебель для общественных зданий, конторская, библиотечная, театральная, школьная, вокзальная и т. п., мебель бытовая — столовая, гостиная, кабинетная и пр.;
  • по технике исполнения — столярная, мягкая, гнутая, плетеная.

Все предметы обстановки в помещениях общественного здания и в лучших жилых зданиях, так же как и все части внутренней отделки здания, увязываются по характеру с архитектурой данного здания. Обстановка отдельной комнаты (столовой, кабинета и пр.) обычно комплектуется в гарнитуры, состав которых выработался на основе типичных бытовых условий советских граждан, а в прошлом и в современных капиталистических странах — бытовых условий людей различных групп классового общества.

Одним из примеров связи архитектуры здания с внутренней отделкой и обстановкой помещений в нем может служить Пушкинский (б. Останкинский) дворец-музей.

Архитектор Павел Иванович Аргунов — крепостной графа Шереметьева — построил дворец в течение одного десятилетия, что и придает дворцу единство и цельность. Строгость и простота членения фасада, стройность колонн, изящные лепные украшения и. ритмичные скульптурные барельефы говорят нам о глубоких знаниях законов композиции у создателей этого блестящего сооружения. Залы и комнаты дворца декорируются различными материалами с умелым использованием художественных качеств этих материалов. Резьба по дереву занимает одно из видных мест в убранстве дворца. Различной резьбой украшаются панно, рамы, порталы дверей, а также мебель, курильницы, канделябры и консоли. Творческая переработка растительных форм в орнамент и знание свойств материала позволило мастерам того времени искусно имитировать в резьбе из дерева бронзу, иногда создать сложное ажурное кружево. Хрупкие золотые лепестки роз, гирлянды васильков, маки и ромашки получают на различных по конструкции предметах различные композиционные решения. Богатство творческой фантазии и тонкое мастерство исполнения можно наблюдать в росписях плафонов у крепостных живописцев Мухина и Сержанцева. Различные по замыслу и цвету орнаменты даны на бумаге, на холсте или. в виде фресок на самой штукатурке. Не только резчики по дереву в совершенстве владели своим ремеслом, но и столяры-краснодеревцы умело использовали своеобразие строения и фактурные возможности дерева. Кроме инкрустированной мебели, крепостные мастера-краснодеревцы Пряхин, Четвериков и Прядченко, по рисункам архитектора Аргунова, создают многоцветные наборные паркеты. Выразительность орнаментальных форм достигается умелым подбором пород дерева различных по строению слоев и по цвету. Материалы прозрачные, как граненое стекло и хрусталь, также нашли свое широкое применение в убранстве дворца. Люстры, большие подсвечники — жирандоли и фонари, украшенные цветными, хрустальными нитями звезд и пирамидок, переливаясь радужными отблесками от проходящего сквозь них света, придают помещению большое декоративное богатство. Лепные карнизы и кафельные печи, вазы и бронзовые таганы перед каминами дополняют общее убранство дворца (рис. 76, 104).

Читайте так же:  Альфрейные работы

№. Общий вид дворца-музея в Пушкинском (Москва). Архитектор П. И, Аргунов.

104. Одна из комнат в Пушкинском дворце-музее.

105. «Английский» дворец в Петродворце. Спальня по проекту архитектора Д. Кваренги.

106. Отделка стен кабинета в Большом дворце г. Павловска.

Единство архитектурных форм и предметов внутренней обстановки можно видеть и в убранстве спальни в Английском дворне в Петродворце, сделанном по проекту архитектора Д. Кваренги (рис. 105), и в отделке стен кабинета в Большом дворце г. Павловска (окрестности Ленинграда, рис. 106).

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия
Adblock
detector