Выступающие и отступающие цвета

(рис. 89, в). Среди пространственных свойств цвета имеется явление кажущегося удаления или приближения цветных поверхностей к зрителю. Живописцы иногда отмечают, что «цвет не лежит в плоскости картины».

Хотя ощущение этого обмана зрения не у всех людей одинаково, однако можно установить некоторую закономерность такого явления. Так, светлые ахроматические цвета, как правило, способствуют выявлению формы предмета, а черный цвет дает неправильное ощущение этой формы, заглушая светотень.

В ряду хроматических цветов способность приближать к зрителю окрашенную поверхность наиболее ощутима у желтого цвета, менее заметно это у оранжевого цвета. Наибольшей способностью удалять окрашенную поверхность обладает синий цвет и в меньшей степени зеленовато-голубой (бирюзовый). Красный и зеленый, имеющие равные количества выступающего желтого и отступающего синего, дают ощущение тонов, лежащих на поверхности, окрашенной ими. Примесь белого ослабляет свойства этого порядка, наиболее выраженные у насыщенных тонов (разбеленный оранжевый будет менее выступать, чем насыщенный оранжевый, а разбеленный синий будет менее отступать, чем насыщенный синий). На спектре мы заметим, что холодные темные тона являются отступающими, в то время как теплые — выступающими Хроматические цвета более выступают на сером фоне.

Зная эти свойства цвета, например, можно добиться окраской комнаты того, что помещение будет казаться просторнее. При окраске фасадов зданий или рельефов на произведениях декоративного искусства надо окрашивать выступающими цветами колонны, пилястры и другие рельефные части, в противном случае будет искажено отношение высоты рельефа к фону.

Изменение восприятия цвета и формы на расстоянии. Известно, что по мере удаления от нас предмета мы перестаем различать его детали, уменьшается контраст света и тени на нем, наконец, уменьшается и четкость границ этого предмета.

Художнику-монументалисту (т. е. пишущему картины на стенах и потолках зданий) приходится считаться с такими изменениями цвета в зависимости от расстояния до зрителя. Замечено, что способность глаза видеть на расстоянии отдельные цветные пятна, зависит от свет — лотной контрастности цвета пятен, а главное от угла зрения, минимальная величина которого, для того чтобы глаз различал отдельные цветные пятна, лежит в пределах от 30 секунд до 1 минуты 30 секунд. Цветные пятна меньше этой величины как бы растворяются в окружающем их фоне, делаясь невидимыми. Для того чтобы охватить всю орнаментальную или иную композицию, наш глаз должен видеть ее под углом около 30°, следовательно мелкие детали не будут восприниматься глазом, если они меньше указанного минимального угла зрения в 1,5°.

Из этого явления должны быть сделаны следующие выводы: при рассмотрении любой композиции, написанной на стене, на потолке или своде, могут быть два случая — или эта композиция рассматривается только издали, или же эта композиция будет рассматриваться и на расстоянии и вблизи. В последнем случае надо ввести в композицию, кроме элементов, рассчитанных на отдаленную точку зрения, также и элементы для рассматривания вблизи. Образцами целесообразного решения композиции могут служить керамические мозаики, облицовывающие, например, здания Регистана в г. Самарканде Узбекской ССР. Еще издалека видны белые узорные буквы надписей на темном синем фоне; приближаясь, начинаешь видеть крупные голубые и зеленые завитки растительного орнамента на фоне надписей, а подойдя вплотную, любуешься рядом тонких деталей этого растительного орнамента.

89. Выступающие и отступающие цвета. Тона разной насыщенности. Тона разной светлоты. Тяжелые и легкие тона.

90. Сочетания трех цветов, на спектре находящихся на равных расстояниях один от другого. Воздействие одного цветового тона на другой.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия