Закономерности композиции орнамента

Выяснив зависимость декоративных элементов композиции вещи (в том числе и орнамента) от назначения и формы данной вещи, материала, из которого она сделана, и способов обработки этого материала, займемся изучением общих закономерностей композиции орнамента.

1. Общие закономерности в построении орнаментов разных стилей привлекли внимание ученых. Они попытались вскрыть математические основы в композиции орнамента и выявили применение в орнаменте различных видов симметрии.

Правда, за пределами математических основ, общих для построения множества орнаментов, остаются безграничные возможности не только для творческих изобретений орнаментов новых по содержанию, но (как указали сами ученые) и для изобретения бесконечных рядов вариантов применения этих общих математических основ построения орнаментов.

Следует особо отметить, что предложенное учеными определение типов орнаментов по признаку того или иного вида симметрии, принятого за основу композиции данного орнамента, весьма полезно для художников декоративного искусства, так как позволяет свести к ограниченному числу типов множество вариантов орнаментации разных эпох и разных стилей. По поводу каждого из этих типов орнамента можно сделать выводы о целесообразности применения каждого типа орнамента для определенных целей. Поэтому очевидна полезность изучения общих основ композиции орнамента и для каждого художника, работающего над созданием произведений декоративного искусства, и для каждого мастера, работающего в художественной промышленности и по отделочным работам в архитектуре.

Из самого назначения орнамента следует, что он не должен иметь самостоятельного значения, какое присуще самому произведению декоративного искусства. Орнамент должен соответствовать стилю украшаемого им предмета и увеличивать выразительность его формы, не затемняя ни самой формы, ни ее членений. Задача орнамента — повышать художественные качества произведения декоративного искусства.

Художник, работая над композицией орнамента, должен помнить о таком назначении орнамента и условиях введения его в композицию проектируемой вещи.

При всем том художнику открыт широкий простор в выборе мотивов для создания орнамента. Их доставляют ему два источника: природа и геометрические элементы — линии, плоские фигуры и формы, производные из геометрических тел.

34. Геометрические орнаменты.

Прямая и всевозможные кривые линии в различных сочетаниях дают бесконечное множество орнаментальных мотивов. Красота таких орнаментов обусловливается, главным образом, ритмичностью движения элементов, образующих орнамент, и соразмерностью его частей. Условимся) называть такой орнамент геометрическим. Простейшими формами геометрических орнаментов являются зигзаги, меандры, разнообразные плоские и объемные фигуры—треугольники, квадраты, ромбы, многоугольники, звезды, окружности, спирали, волюты и другие криволинейные фигуры (рис. 34).

В природе мотивы и элементы для композиции орнамента доставляет прежде всего мир растений. Это естественно — люди давно уже используют цветы и ветви растений для украшения жилища и одежды.

При композиции орнамента формы растительного мира творчески перерабатываются художником в зависимости от назначения орнамента, материала, из которого будет сделаю орнамент, и пр.

Степень близости орнаментальной растительной формы к своему первоисточнику — реальной форме данного растения — определяется задачей, разрешаемой художником. Границы изменений форм растительного мира в процессе композиции из них орнамента очень широки. На; образцах орнамента разных эпох и стилей мы видим, что творческая переработка в орнамент форм природы, начинаясь с обобщения формы путем выделения типичного и отказа от изображения случайных деталей доходит иногда до перевода форм растений в формы геометрические, сохраняющие лишь некоторые общие признаки формы данного растения.

35. Большой дворец в Павловске. Отделка стен так называемой греческой комнаты.

Мир животных также представляет неисчерпаемое обилие мотивов и форм, которые способствуют оживлению и разнообразию орнаментальной композиции. В нее могут входить все виды живых существ, включая фигуру человека.

В орнаменте исторических стилей мы наблюдаем наряду с изображениями человека, растений, животных фантастические изображения крылатых людей и зверей (различные мифологические существа— гении, сирены, грифоны и пр.); лицо человека превращается в орнаменте в чудовищные комические маски, где голова и торс мужчины или женщины вырастают из цветка или переходят в туловище и ноги животного (кентавры), и много другой фантастики.

Особый вид орнамента составляют изображения всякого рода неодушевленных предметов, например, воинских доспехов, музыкальных инструментов, орудий труда и т. д. (рис. 35, 36, см.также рис. 25).

Из этих предметов создаются группы или они изображаются отдельно. Иногда таким изображениям придается значение символов и эмблем (гербы, цеховые знаки в средние века, значки спортивных и иных обществ в наши дни и пр.).

36. Павловск. Большой дворец. Верх двери и карниз библиотеки.

По способу исполнения различают орнаменты: а) плоские, исполненные линиями или красками на плоскости или на кривой поверхности, и б) рельефные, художественный эффект которых построен на игре света и тени, производимой возвышенными и углубленными местами изображения. К рельефным орнаментам следует отнести и те из них, которые вырезаны в глубь поверхности материала, например углубленный рельеф на стекле (см. рис. 123).

Плоский орнамент находит обширное применение в росписи стен зданий, при украшении книг, тканей, обоев и в росписи различных предметов быта.

Рельефный орнамент употребляется тогда, когда эффект игры света и теней может оживить ту или другую часть архитектурного сооружения, то или другое пространство на поверхности произведения декоративного искусства или изделия художественной промышленности, например, для фризов, стенных панно, капителей колонн, декоративных ваз, резьбы из дерева на мебели, чеканки и литья из металла, рельефов на керамических изделиях и на изделиях из стекла и т. д.

Развитие форм орнаментации произведений декоративного искусства и изделий художественной промышленности шло в тесной связи с общим видоизменением стиля изобразительного искусства в той или иной стране, в ту или иную эпоху истории человечества.

Специальное изучение орнаментации различных стилей не входит в план этой книги. Примеры орнаментов различных стилей будут использованы только для иллюстрации общих закономерностей композиции орнамента, являющихся основой для создания и современного нам советского стиля орнамента.