Организация безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Наблюдения за правильным использованием грузоподъёмных машин возложены на органы Госгортехнадзора. Соблюдение разработанных Госгортехнадзором норм и правил по организации безопасной эксплуатации грузоподъемных машин является обязательным.

Все вновь установленные грузоподъемные машины, на которые распространяются правила Госгортехнадзора, а также съемные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе (за исключением редко используемых), через каждые 12 месяцев подвергают техническому освидетельствованию: осмотру и статическому и динамическому испытаниям.

Съемные грузозахватные устройства при освидетельствовании также испытывают нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность.

Такелажное оборудование освидетельствуют каждые полгода. Клещи и захваты осматриваются не реже одного раза в месяц, а чалочные канаты и цепи — через каждые 10 дней. Результаты освидетельствования заносят в журнал. Внеочередное освидетельствование грузоподъемных машин проводят после установки их на новое место, после капитального ремонта металлоконструкций, смены или капитального ремонта механизма подъема, смены канатов или крюка.

После технического освидетельствования разрешение на эксплуатацию машины выдают инспектор Госгортехнадзора и представитель технической администрации предприятия.

В проектах производства монтажных работ, как правило, указывают мероприятия по технике безопасности. Монтажники получают инструктаж по технике безопасности, что отражается в специальном журнале. Проверку знаний правил техники безопасности проводят ежегодно.

К работам на кранах и других грузоподъемных машинах допускаются рабочие, прошедшие специальный курс обучения и имеющие специальные удостоверения.

Перед началом работ необходимо убедиться в исправности грузоподъемных средств. Бригадир-такелажник обязан знать массу поднимаемого груза. Запрещается приступать к работе с новым такелажным оборудованием, не имеющим заводской маркировки. На каждом грузоподъемном приспособлении должна быть табличка или бирка (канаты, цепи, стропы) с указанием предельной нагрузки, даты испытаний.

Запрещается находиться под поднимаемым или опускаемым грузом, поднимать груз, засыпанный землей или снегом, использовать проволоку в качестве растяжек, оттяжек и т. д.

Оборудование значительной высоты, установленное в вертикальном положении, закрепляют расчалками, которые снимают только после проектного закрепления.

Под монтируемое оборудование, подвешенное на канатах, подводят временные опоры, рассчитанные на полную нагрузку.

Для согласованной работы такелажников, крановщиков, машинистов между ними должна быть надежная связь, которую осуществляет бригадир. Он подает сигналы голосом или специальными условными движениями рук (знаковая сигнализация). Выполнение знаковой сигнализации осуществляет бригадир, сдавший экзамены в инспекции Госгортехнадзора и имеющий удостоверение на право подачи знаковой сигнализации.

На монтажных площадках для сигнально-предупредительной информации используют разноцветные знаки безопасности. Красный цвет применяют как запрещающий (стой, явная опасность), зеленый цвет — цвет безопасности (разрешающая функция).

Основные конструкции, не представляющие опасности, окрашивают в синий и зеленый цвета; элементы конструкций, которые предупреждают об опасности, — чередующимися желтыми и черными полосами; подвижные или вращающиеся элементы машины, представляющие непосредственную опасность,—в красный цвет. Знак безопасности, как правило, имеет прямоугольную форму с размещением на нем символического изображения и поясняющей надписи. Знаки безопасности являются эффективным средством предупреждения травматизма.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия