Афинский акрополь фото архитектурного ансамбля

Наивысшей точкой политического и культурного развития греческих полисов считается середина V в. до н. э., период после греко-персидских войн, в которых греки одержали победу благодаря своему мужеству. Во всех главных сражениях персы имели численное превосходство, и в глазах греков собственная победа была доказательством превосходства греческой демократии над восточной деспотией. Весь ход войны показал, на что способен свободный гражданин, когда он защищает свою родину и свою общину.

Образец фриза

Союз греческих городов возглавляли Афины, которые были образцом греческой демократии. Все граждане-мужчины имели там избирательное право и могли быть избраны на любую государственную должность. Афины также были общепризнанным культурным центром, всевозможные искусства достигли здесь наивысшего расцвета. Перикл, известный политический деятель этого периода, так определил художественные вкусы своих сограждан: «Мы любим красоту без прихотей и мудрость без изнеженности». Живым воплощением этого эстетического принципа стал ансамбль афинского акрополя.

Общий вид афинского акрополя. Реконструкция

Тот афинский акрополь, который известен нам сегодня, был построен сразу после греко-персидских войн на месте старого, разрушенного персами. Управление строительством взял на себя Фидий, друг Перикла и известный греческий скульптор, которого современники называли «прекрасный ремесленник». Небольшая скала, на которой возведен акрополь, имеет неправильную форму и наклонную верхушку. Древнегреческие строители не стали ее выравнивать, а создали асимметричный, но по-своему уравновешенный ансамбль, который прекрасно вписывался в природный ландшафт.

Акрополь был военным укреплением, главным городским святилищем, общественным центром. Здесь хранились общественные сокровища, размещалась картинная галерея — пинакотека, проводились праздничные обряды в честь богини Афины Паллады, покровительницы города. Самым большим праздником в Афинах были Панафинеи. В этот день афиняне устраивали торжественную процессию, которая восходила на акрополь, чтобы принести в дар богине пеплос — роскошную праздничную кисею. Весь ансамбль акрополя рассчитан на то, чтобы его лучше воспринимал человек, который поднимается сюда вместе с торжественной процессией.

На верхушку скалы ведут не широкие лестницы, а каменистая извилистая тропа, которая приводит к гавному западному входу — так называемых пропилеев. Они украшены портиком из шести колонн. По сторонам расположены два неодинаковых сооружения.

Пропилеи

С одной стороны — массивное, с глухими стенами здание пинакотеки, с другой — небольшой, со стройными ионическими колоннами храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Вообще древние греки изображали богиню победы Нику в виде молодой женщины с мощными крыльями за плечами. Но в данном случае афинянам захотелось видеть эту богиню бескрылой, чтобы она никогда не смогла покинуть их город.

Пройдя через пропилеи, оказываешься на большой площади. Когда-то здесь стояла величественная восьмиметровая скульптура Афины Паллады, выполненная Фидием. К сожалению, до наших дней она не сохранилась. Зато от пропилеев открывается вид на само сооружение акрополя — Парфенон, храм, посвященный Афине Парфенос, т. е. Афине Деве. Архитекторов, которые построили этот непревзойденный памятник, звали Иктин и Каликрат.

Храм Ники Аптерос

К пропилеям храм обернут не фасадом, а одним из углов. Таким образом, тот, кто вошел, может видеть одновременно западный фасад и боковую колоннаду, переходящую в перспективу. Когда-то западный фронтон украшали скульптурные изображения Афины и морского бога Посейдона, ведущие спор за власть над Аттикой и Афинами. Парфенон представляет собой классический периптер, окруженный 46 дорическими колоннами. Строительным материалом для него служил мрамор светлого оттенка. Торжественная процессия афинян двигалась вдоль боковой стены Парфенона к главному восточного фасада. На фризе храма была изображена та же процессия. Она будто сопровождала настоящую.

Парфенон

На первый взгляд, здание Парфенона кажется строго геометрическим, но, присмотревшись, видишь в этой геометрической правильности некоторые небольшие отклонения, которые делают здание более органичной и гармоничной. Ближе к углам колонны здесь поставлены теснее, ритм колоннады меняется, напоминая расположение живых людей в процессии. Колонны сужаются кверху, но посередине едва заметно утолщаются, как напряженные мышцы. Эхины имеют такой вид, будто они сделаны из упругого материала и немного сжаты весом крыши. Главный восточный фасад Парфенона украшала скульптурная группа работы Фидия, изображавшей рождение Афины из головы Зевса.

В средние века, когда Афины входили в состав Византийской империи, а затем были центром независимого Афинского герцогства, Парфенон хранили как памятник, но устроили в нем христианский храм, посвященный Деве Марии, вместо языческой Девы Афины. Когда Грецию захватили турки, они не собирались разрушать замечательную достопримечательность, но во время одной из войн разместили в ней пороховой склад. Так случилось, что Парфенон взорвался. Правда, он не был разрушен полностью, сохранилась его великолепная колоннада, и об общем виде храма мы можем получить представление. Но значительная часть его красоты потеряна для нас навсегда. Греки считают день разрушения Парфенона днем национального траура.

Процессия девушек. Восточная часть тимпана Парфенона. Мрамор. V в. до н. э.

Напротив Парфенона, ближе к северному склону холма, стоит второй знаменитый храм акрополя — Эрехтейон, названный так по имени Эрехтея, мифического предка афинян. От Парфенона он отличается значительно меньшими размерами и более сложной архитектурой. Среди древнегреческих памятников Эрехтейон является абсолютно оригинальным, не похожим ни на одно другое строение. Все четыре его фасада имеют различный вид. Западный фасад украшен шестью тонкими ионическими полуколоннами. С северной стороны к фасаду пристроен глубокий портик. Южный фасад имеет вид глухой стены, на фоне которой поднимается портик, образованный кариатидами — женскими скульптурами, на которые, как на колонны, опирается крыша.

Портик кариатид расположен не посередине фасада, а сильно смещен в сторону. Восточный фасад украшен обычным колонным портиком на ступенчатом постаменте. Во время торжественной процессии афиняне обходили храм вокруг, и следовательно, могли наблюдать, как все его фасады поочередно сменяют друг друга.

Ника, которая развязывает сандалию. Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос

Как мы уже говорили, ансамбль акрополя был асимметричным, но не беспорядочным. Он был хорошо продуман и уравновешен. Севернее пропилеев находилась массивная постройка пинакотеки, на юг — изящный храм Ники Аптерос. Эта асимметрия уравновешивается обратным размещением главных сооружений: на юге — величественный Парфенон, на севере — сравнительно небольшой Эрехтейон. Меньшие святилища и вспомогательные здания — дома священнослужителей и склады — пытались размещать так, чтобы не нарушать гармонию.

Эрехтейон

Ансамбль Акрополя дополняли многочисленные скульптуры богов. Позы, в которых они изображены, такие живые и непринужденные, такие красноречивые, что кажется, будто мраморные боги заселяли афинский акрополь так же, как настоящие — Олимп. К сожалению, эти шедевры очень пострадали от времени, от многих остались лишь фрагменты, но и они могут дать нам представление о больших достижениях греческого искусства.

Один из хорошо сохранившихся шедевров акрополя — барельеф из храма Ники Аптерос, изображающая богиню, которая наклонилась, чтобы завязать сандалию. Из скульптур, украшавших фронтоны Парфенона, до нашего времени дожила только группа мойр, богинь судьбы, которые наблюдают за рождением Афины. Большая часть скульптурных украшений не сохранилась. Да и в своем нынешнем состоянии афинский акрополь поражает своей гармоничностью и является источником вдохновения для многих художников, поэтов и архитекторов.