Арабская архитектура картинки и фото

Большая мечеть Омейядов в Дамаске. Внутренний вид. Начало VIII в.

Мечеть Чар Минар. Хайдарабад. Индия

Минарет Масуда III в Газни. Афганистан. XI — XII вв.

Минарет аль — Мальвия в Самарре. IX в.

Стамбул. голубая мечеть

Существуют также другие виды мечетей. После захвата турками Византии некоторые турецкие архитекторы взяли за образец византийские храмы. Так, например, в Стамбуле, бывшем Константинополе, напротив храма Святой Софии была построена так называемая Голубая мечеть которая повторяет Софию в своих основных чертах. Некоторое влияние на мусульманскую архитектуру имела индийская культурная традиция. Очень своеобразными являются мусульманские памятники в отдаленных регионах Африки.

Кроме мечетей, в мусульманских странах строились также медресе — религиозные учебные заведения, их архитектура в своих основных чертах напоминает дворовые мечети, галереи здесь просторные и разделены на отдельные помещения — худжры.

Строя дворцы, мусульманские архитекторы также исходили из того, что главное в них не внешний вид, а то, что спрятано внутри. Конечно, это не означает, что внешние стены вовсе не украшались, но сравнительно со сложной внутренней организацией дворцов они выглядят довольно скромно. Их основная функция — отделить обитателей дворца от внешнего мира, создать ощущение особого сказочного пространства. Один из выдающихся памятников такой архитектуры — Альгамбра, комплекс дворцов в Гранаде, последнем оплоте мусульман в Испании.

Медресе Шир — Дор. Самарканд. XVII в.

Альгамбра. Общий вид

Двор Куарто Дорадо в Альгамбре

Характерной деталью большинства памятников мусульманской архитектуры являются многочисленные аркады. Арки использовались разные. Распространенной была арка стрельчатой формы, но менее вытянутая, чем в готической архитектуре Западной Европы. Для испанских сооружений характерна подковообразная арка, то есть такая, которая по форме напоминает разорванный внизу круг. Такую своеобразную арку архитекторы арабской Испании позаимствовали у вестготов, народа, владевший Испанией накануне арабского завоевания.

Архитектурные сооружения, как правило, украшались красочными мозаиками, в выполнении которых арабы достигли большого мастерства. Мусульманские мозаики отличаются от европейских прежде всего тем, что в отличие от европейских они не являются сюжетными. Причина этого религиозная. Коран, священная книга ислама, запрещает воспроизводить изображения людей и животных. Считается, что тот, кто пытается создать такое изображение, хочет сравняться с Богом.

Капители колонн во дворе Львов. Альгамбра

Поэтому искусство мозаики в мусульманских странах пошло путем развития орнамента, то растительного, то вообще геометрического, но всегда очень сложного и причудливого.

Тронный зал башни Комарес

Своеобразным жанром изобразительного искусства являются так называемые арабески — надписи, делали на стенах, вплетая буквы в сложный узор мозаики. Для арабесок выбирали отрывки из Корана или стихи известных поэтов.

Двор Львов (Альгамбра)

Северный портик миртового двора (Альгамбра)

Кафельное панно тронного зала. деталь

Декор Зал двух сестер. Детали поэмы Ибн Зумрука

Существенную часть архитектурных сокровищ мусульманского мира составляют многочисленные мавзолеи — погребальные сооружения. Многие путешественники по странам ислама обращали внимание на большие, крепко построены некрополи, города мертвых, у маленьких и бедных поселков. Пожалуй, только древние египтяне придавали смерти и погребения большее значение, чем средневековые мусульмане. Как правило, мавзолеи — это кубические в плане сооружения, увенчанные куполом. Но опять-таки, в разных странах существовали различные вариации.

Декор Зал двух сестер. Детали поэмы Ибн Зумрука

Гур — Эмир в Самарканде. Усыпальница Тимура и Тимуридов. Построена в 1404- 05рр.

Очень много средневековых мавзолеев сохранилось в странах Средней Азии, бывших советских республиках. Но самый известный в мире мусульманский мавзолей — Тадж — Махал — был возведен в XVII в. в индийском городе Агра, столице династии Великих Моголов. Его построили по приказу правителя Шах — Джахана в память его любимой жены. Великие Моголы, к которым принадлежал Шах — Джахан, имели обыкновение приглашать к себе строительных мастеров из разных стран. Особое предпочтение они отдавали персидским (иранским) мастерам. Итак, архитектуру мавзолея трудно отнести к сугубо индийской. Кто-то из индийских мыслителей даже назвал его «душой Персии в теле Индии». Строительным материалом для Тадж — Махала служил белый полупрозрачный мрамор лучшего качества. Из мрамора сделан и большой лукообразный купол, венчающий здание. Нежные светлые оттенки материала и глубокие арочные ниши прорезают фасад, создают впечатление легкости, почти невесомости. Вся достопримечательность отражается в зеркальной поверхности большого бассейна, расположенного перед главным фасадом. Неотъемлемой частью ансамбля является стройные кипарисы, окружающих мавзолей.

Самарканд. Шахи — Зинда. Ансамбль мемориально — культовых зданий.

Самарканд. Мемориальный ансамбль Шахи — Зинда. Виды на мавзолей Эмир — Заде

Завершая общий обзор архитектуры исламского мира, стоит остановиться еще на одном типе памятников. Это так называемые «замки пустыни» — укрепленные резиденции халифов и знати, которые строились в определенной удаленности от крупных городов. Когда-то они обеспечивались водой искусственно, сейчас их заносят пески, пока кому-то из археологов не удастся встретить такой ​​памятниек Большая часть их расположена на территории Сирии и Иордании. «Замки пустыни» представляют собой квадратные в плане сооружения, основной объем которых дополняется угловыми башнями круглой формы. С трех сторон стены замка глухие и почти лишены украшений. С четвертой стороны находится ворота, украшенные вырезанным в камне орнаментом. Образцом такого памятника является замок Каср аль — Хейр аль — Гарби, раскопанный в Сирийской пустыне в 1936 году. Это массивное сооружение было полностью перенесено в Дамаск, где его можно видеть в саду Национального музея.

Тадж — Махал

Замок Каср аль — Хейр аль — Гарби в Иордании. VIII в.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика