Архитектура Древней Греции картинки и фото

Очаг зарождения древнегреческой культуры находится на Балканском полуострове на побережье Средиземного моря, там, где расположена современная страна Греция. В древности она называлась Эллада. Это не означает, что большинство памятников древнегреческой культуры находят именно здесь. Греки были торговым и морским народом и основывали новые города почти везде на побережье Черного и Средиземного морей. их сравнивали с лягушками, обсевшими берега пруда. Северо — восточным форпостом древнегреческой цивилизации был город Танаис в устье Дона у современного Таганрога, западным городом — Масилия, ныне французский Марсель. Очень много греческих колоний было основано в Южной Италии, даже дало повод именно этот регион, а не Балканский полуостров, назвать Великой Грецией. Значительное количество памятников древнегреческой культуры находится также в Малой Азии, на территории современной Турции. История развития древнегреческого общества и культуры традиционно делится на три периода: архаический период, охватывающий VIII — VI в. до н. э., классический (V — начало IV в.) и эллинистический (конец IV — II вв.). Последний период связывают с завоевательной деятельностью Александра Македонского, следствием которой стал синтез древнегреческих и восточных культурных элементов. Во II в. на мировую арену выходят римляне. Они поглотили и творчески развили греческую культуру. Эти две родственные культуры — греческую и римскую — часто называют античными, в отличие от других древних культур, например древнеегипетской (подразумевается древний Египет, до момента его покорения Александром Македонским).

Значение достижений древнегреческих художников для развития мировой культуры вообще, и архитектуры в частности, трудно переоценить. Конечно, кто-то может считать египетские или индийские сооружения более впечатляющими, это его право. Но вклад древних греков в архитектурное искусство все равно будет более весомым, потому что они создали ту основу, которую использовали и творчески развивали архитекторы многих стран на протяжении тысячелетий.

Эстетические идеи жителей Древней Эллады принципиально отличались от идей египтян. Это связано с особенностями мировосприятия обоих народов. Египтянин был ориентирован на потусторонние ценности, всю жизнь он готовился к смерти. Для греков характерно относительно безразличное отношение к вопросу, что будет с ними после смерти. Они в основном занимались своей земной судьбой. Поэтому именно среди греков появились первые известные историкам философы материалисты. Конечно, не все греки были материалистами, наоборот, религия играла очень важную роль в их жизни, и главным архитектурным сооружением в древнегреческом городе был храм, тем более что греки классического периода устроили у себя демократию и почти не знали дворцов. Но отношение к религии здесь было несколько иным, чем на Древнем Востоке. Египетская архитектура призвана дать представление о безмерном могуществе богов и фараонов (которых, кстати, тоже считали богами). Она поражает своим величием. Перед греческим архитектором стояла совсем другая задача. Греческий храм — это, конечно, дом бога, но прежде всего — это общественная строение, и прославляет оно величие и красоту свободного гражданина. Бог в этом случае выступает как заместитель общины, а не таинственная сверхчеловеческая сила. Поэтому и эстетика здесь другая. Художники Древней Эллады провозгласили принцип: «Человек есть мера всех вещей», и по этому принципу жили. С точки зрения древнего грека, ничто не может быть прекраснее стройного человеческого тела, мужского или женского. Поэтому одним из самых популярных видов искусства была скульптура, которой охотно украшали храмы. Но и более абстрактные по форме архитектурные детали должны были находиться в гармонии с человеческой фигурой.

Древнейшие храмы строили на каменной платформе, но стены складывали из необожженного кирпича и украшали деревянными колоннами. Позже стены начали облицовывать раскрашенными плитками из терракоты (обожженной глины). Впоследствии как строительный материал стали использовать известняк и наконец мрамор. Храмы ставили на высоких уступчатых платформах, так называемых стилобатах. Высота лестницы, ведущей к дверям храма, была слишком велика для человека. Это делало шествие жрецов во время религиозных процессий более торжественным. Храмы, которые ставились небесным богам, были обращены входом на восток, а те, которые были посвящены обожаемым предкам, — на запад, в сторону страны мертвых. В VII в. до н. э. сложился особый тип строения, так называемый периптер, который лег в основу дальнейшего развития греческой храмовой архитектуры. Периптер представлял собой прямоугольную в плане постройку, со всех сторон окруженную колоннадой. Наследование этого образца не делало греческую архитектуру однообразной. Творческая индивидуальность проявлялась в выборе пропорций и деталей. Вопреки распространенному представлению, греческие храмы не были совсем белыми, какими мы их видим сейчас. Верхние части раскрашивались в красный и синий цвета. Широко использовалась позолота. Раскрашивалась также скульптура, которой любили украшать храм. Интерьеру уделялось меньшее внимание, чем внешнему виду, так греческий храм не был местом, где собирались верующие. Он считался домом бога, внутри ставили его изображения. Сюда, как правило, входили только служители культа. Граждане, пришедшие почтить бога, собирались на площади перед восточным фасадом храма. Здесь же обычно возводили алтарь для жертвоприношений.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика