Часовня Боимов Львов

В восточнославянских землях Ренессанс ощущалось слабо. Восточные славяне имели свой собственный, порой очень своеобразный путь культурного развития, и их архитектура имела свои особенности. Но это не означает, что здесь вообще нет ренессансных памятников. Несколько здесь создали мастера, приглашенные из Западной Европы, несколько было проникнуто местными архитекторами. В архитектуре западнославянских городов черты Возрождения выявлены достаточно ярко.

Часовни Кампианов и Боимов во Львове

Часовня Боимов. Фрагмент фасада

Некоторые достопримечательности ренессансного стиля можно видеть во Львове. Среди них наиболее известны две часовни, расположенные в узкой улице позади городского кафедрального собора. Это часовни Кампианив и Боимов, которые были родственными усыпальницами. Первая из этих двух памятников начала возводиться в последние годы XVI в. по приказу Мартина Кампиана, влиятельного горожанина Львова, который был в нем полновластным обладателем. Имя архитектора — Павел Римлянин — свидетельствует о его итальянское происхождение. Часовня имеет все признаки итальянской ренессансной постройки: четкое разделение фасада на ярусы, гармоничное согласование всех конструктивных частей. Фасад часовни украшен рельефами и более мелкими декоративными деталями. Вообще, внешний вид часовни Кампианов больше напоминает образцы светской архитектуры, чем культовые сооружения.

Часовня Боимов. плафон

Часовня Бoимов. Фacaд

Внутри часовня украшена резьбой. Алтарь украшают фигуры святых Петра и Павла, выполненные скульптором Генрихом Хорстом. На боковых стенах можно видеть рельефные портреты Павла и Мартина Кампианов в окружении отцов церкви. Автором этих изображений является выдающийся художник Иоганн Пфистер. Плафон часовни расписал Станислав Строинский.

Несмотря на обилие декоративных деталей часовня Кампианов производит ясное, строгое и даже холодноватый впечатление. Расположенная рядом часовня Боимов кажется значительно более нарядной и капризной.

Часовня Боимов была построена в 1609-1617 гг За образец ей Правила итальянские сооружения, а ренессансные достопримечательности Северной Европы. Но влияние западного искусства не помешал строителю часовни создать совершенно оригинальный памятник. К большому сожалению, имя архитектора до нас не дошло. Существует предположение, что это был Андрей Бемер. Относительно имени заказчика, им был Георгий Боим, богатый купец, прибывший во Львов из Венгрии. И он сам, и вся его семья были похоронены в этой часовне.

Часовня Кампианов. Фасад

Часовня представляет собой центрическое, квадратное в плане сооружение, перекрытое куполом. Она совсем невысокая и сейчас стоит не отдельно, а в ряде других строений, однако сразу привлекает к себе внимание благодаря своему фасаду. Этот фасад черного цвета создает впечатление сплошного кружева. От земли до купола его покрывают рельефные изображения. Их сюжет религиозный. Это рассказ о последних днях земной жизни Христа. Но отдельные фигуры воспринимаются не сразу. Сначала замечаешь просто узорчатую поверхность. Фасад разделен карнизом на два яруса. Ярусы, в свою очередь, разделены на отдельные части полуколоннами, выступающими из стены. Но это считают не столько влиянием западноевропейского ренессансного стиля, сколько эстетики восточнославянского иконостаса, который будто перенесли с середины сооружения на ее фасад.

Впрочем, интерьер часовни производит не менее впечатление, чем ее фасад. Здесь тоже можно видеть многочисленные рельефы, воплощают религиозные сюжеты и портреты членов семьи Боимов. Особое внимание привлекает свод купола. Его покрывают ряды кессонов, содержащие изображения отцов церкви, пророков и ангелов. Автором значительной части скульптурных украшений часовни Боимов, как и часовни Кампианов, был Иоганн Пфистер.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика