Памятники архитектуры Древнего Рима

Рим — город, которому суждено играть чрезвычайно большую роль в древней и средневековой истории. Если доверять традиции, он был основан в VIII в. до н. н. э. и долгое время был небольшим городком, ничем не отличавшимся среди таких же городков — полисов Средней Италии и соседней Этрурии, области, заселенной этрусками. Но легенда рассказывает, что во время строительства первой городской стены, на одном из семи холмов, окружавших город, в почве была найдена человеческая голова, которой не коснулось тление. Римляне и этруски придавали большое значение различным приметам, и эта находка была истолкована как вестник того, что город достигнет могущества и бессмертной славы. Холм, где была найдена голова, получил имя Капитолий (от латинского слова caput — « голова»). Впоследствии на этом холме была поставлена бронзовая скульптура волчицы, которая является символом Рима, и храм, посвященный трем главным римским богам: Юпитеру, Юноне и Миневре. Для возведения этого старейшего римского архитектурного комплекса были приглашены строительные мастера из Этрурии.

Связанное с находкой головы пророчество сбылось. Воинственные и одновременно здравомыслящие римляне постепенно подчинили себе все города Италии, в том числе и те, которые были основаны греками. Стремясь расширить свое влияние на Сицилию, они начали войну с Карфагеном, который был центром могущественного государства. После окончательной победы во II в. до н. э. римляне взяли под свою власть многочисленные карфагенские колонии. Это положило начало созданию огромной империи, размеры и многонациональный состав которой поражает даже наших современников. Памятники римского строительства находят на территориях таких стран, как Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия, Германия, Австрия, Венгрия, Греция, Болгария, страны бывшей Югославии, Турция, Армения, Иран, Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Алжир, Марокко, Тунис. Нога римского легионера ступала и по земле, которая ныне принадлежат Украине. Правда, могущественные завоеватели не оставили здесь значительных материальных следов своего пребывания. Но некоторое время римские гарнизоны стояли в Херсонесе и Ольвии, городах, основанных на северном берегу Черного моря древними греками.

Круглый храм Сивиллы в Тиволи. Начало I в. до н. э. Общий вид и план

Хотя многие архитектурные достопримечательности римляне оставили далеко от родины, центром мира для них всегда был Рим.

Сюда свозились многочисленные сокровища покоренных стран, среди них и сокровища культурные. Большой город впитывал в себя культуру других народов, перерабатывал его на основе собственной что, в свою очередь, служило образцом для самых отдаленных провинций.

Первоначально римское строительство было весьма своеобразным.

Древнеиталийские дома были круглыми в плане, и похожими на них строились первые храмы. Но впоследствии заимствованные у других народов строительные системы возобладали, и до наших дней дожило лишь несколько храмов, в облике которых усматривают связь с древнеиталийской традицией. Это так называемые круглые храмы. Они небольшие по размеру. К такому типу памятников принадлежит храм Весты в Риме, храм Сивиллы в Тиволи, храм Фортуны в Баальбеке.

Мост, построенный римлянами через реку Тахо в Испании

Наибольшее влияние на развитие римской архитектуры имели соседи: этруски и греки. От этрусков греки заимствовали такие важные детали, как круглая арка и потолки-своды. Первая из этих деталей легла в основу таких чисто римских сооружений, как арочные мосты и водопроводы — акведуки. Использование круглой арки при сооружении мостов позволяло увеличить расстояние между его опорами и значительно уменьшить нагрузку. Римские мосты и акведуки и сейчас сохранились во многих странах, возникших на бывшей территории огромной империи. Причем некоторые выполняют не только эстетическую, но и свою первоначальную практическую функцию. Мосты надежно соединяют берега рек, а по акведукам подается вода. Особенно богата такими достопримечательностями Испания.

От греков римляне переняли архитравно — балочную систему и ордеры. Они использовали в своих сооружениях три классических греческих ордера: дорический, ионический и коринфский. Но они также создали два новых ордера: тосканский и композитный. Тосканский ордер, иногда называют также этрусским, по сравнению с греческими имеет более тяжелые и приземистые пропорции. Ствол колонн не имеет канелюр, фриз гладкий, не приукрашенный барельефами.

Существовали также сооружения, которые объединяли присущие грекам балочные системы с присущими этрусской архитектуре сводами. Такую систему называют ордерной аркадой. Древнейшей известной нам постройкой этого типа является Табуляриум — здание государственного архива, возведенное в начале I в. до н. э. на римском форуме.

Римские храмы, разнообразные по форме, существенно отличались от подобных греческих сооружений. Они поставлены не на стилобаты-ступенчатые платформы, а на подиумы-платформы, которые имеют лестницы только со стороны входа. Вход в храм, как правило, украшает глубокий портик. Такие портики были любимым местом встречи и общения для римлян. По бокам храм конечно тоже украшали колонны или полуколонны, соединенные со стеной. Прямоугольный в плане храм, окруженный полуколоннами, носит название псевдопериптер, в отличие от греческого периптера, где колонны стоят отдельно. Любимым типом колонн в Риме оставались колонны коринфского ордера, которые встречаются чаще, чем тосканские и композитные. Ионические и дорические колонны встречаются как исключение.

Особым типом общественного здания были римские бани, или термы. Кроме помещений для мытья, они включали просторные залы, предназначенные для различных физических упражнений, и такие, в которых можно было просто отдохнуть, провести время за приятной беседой. Известные термы имели также свои библиотеки, поскольку приятная беседа предусматривала для римлянина значительную осведомленность в вопросах философии и литературы. При строительстве терм использовались различные ордера, украшали помещения великолепными скульптурами. Правда, интерьер не украшали фресками, которые боятся влаги, зато большую роль здесь играла разноцветная мозаика, для которой не жалели дорогих материалов.

Храм Бела в Пальмире. Пример римского псевдопериптера

Римские театры отличались от греческих тем, что греческие театры всегда устраивались на склонах природных холмов. Римляне поднимали задние ряды для зрителей над передними с помощью искусственных опор — субструкций. Чисто римской постройкой является амфитеатр. Здесь ряды для зрителей расположены не полукругом, как в театре, а замыкаются в кольцо. Амфитеатр был предназначен для массовых зрелищ, к которым были весьма склонны жители Рима. Часто на его арене происходили гладиаторские бои. Самой известной достопримечательностью такого типа является амфитеатр Флавиев, который потомки римлян назвали Колизеем, что означает «огромный». Колизей мог вместить одновременно 56 тысяч зрителей.

Римский амфитеатр в Северной Африке

С развитием архитектуры в Риме тесно связана скульптура. Статуи героев, а затем императоров на улицах города находились в гармонии с архитектурным ансамблем. Интересной разновидностью древнеримских монументов являются триумфальные арки. Они представляют собой каменные ворота, стоящие особняком среди города и которые не соединяются ни с какой стеной, их единственное предназначение — отдать дань уважения славным военачальникам. Возвращаясь в город во главе победного войска, военачальник проезжал через такую арку, которую возводили специально на этот случай. Сейчас в Риме сохранилось три таких арки: императоров Тита, Семптимия Севера и Константина. Много триумфальных арок, построенных в честь побед местного значения, сохранилось в провинциях.

Амфитеатр Флавиев, известный под названием Колизей

Центром общественной жизни, а значит, и центром многих архитектурных памятников Рима был форум — главная городская площадь. За долгую и пеструю историю Римского государства их было построено несколько. Самым старым является республиканский форум, возникший в котловине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. В своих основных чертах ансамбль сложился во II — I вв. до н. э. Площадь имеет форму трапеции. В расположении отдельных зданий форума нет симметрии, но это обусловлено не оригинальностью замысла, а тем, что здания возводились здесь постепенно. Наиболее выдающимися сооружениями республиканского форума являются храмы Конкордии, Веспасиана, Сатурна и Диоскуров и базилики консула Эмилия и Юлия Цезаря.

Триумфальная арка Тита в Риме. 90 г. р. е.

Когда в I в. н. э. республиканский строй в Риме был заменен властью императоров, а население города очень возросло, неподалеку от старого форума начали строить новые форумы, которые называют императорскими, потому что строительство каждого из них было связано с именем определенного императора. Всего за историю Рима было построено 5 таких форумов. В отличие от республиканского, все они имели симметричную, строго продуманную композицию. Наиболее интересным считается форум императора Ульпия Траяна, возведенный в первой половине II в. н. э. В его состав входит несколько элементов, расположенных вдоль единственной оси. Первым является большой перистильный двор, в центре которого установлена конная статуя императора. Двор замыкает фасад величественного общественного строения — так называемой базилики Ульпия. Пройдя через базилику, попадаешь в малый перистильный двор, который служит обрамлением для триумфальной колонны, поставленной в честь военных побед Траяна. Высота этого монумента достигает 38 м. Его покрывают размещенные по спирали барельефы со сценами завоевательных походов. Ансамбль форума завершает храм, посвященный Траяну, потому что императора в Риме обожали.

Республиканский форум в Риме

Форум императора Траяна

Для строительства римляне широко применяли особый материал, который получил название «римский бетон». Для стен делали облицовку из тонкого слоя кирпича или камня, снаружи и изнутри, а промежуток заполняли щебнем, смешанным с известняковым раствором и вулканическим песком. Из бетона в Риме строили роскошные сооружения. Его применение открывало большие возможности. Бетон использовали для возведения сводов и купола. Застывая, бетон образовывал вместе с кирпичным каркасом монолитную конструкцию. Более дорогие материалы, например мрамор, использовали для облицовки и декоративных деталей. Колонны могли делать и из цельного мрамора. Образцом такого грандиозного сооружения из римского бетона является Пантеон, о котором пойдет речь далее.

Типичный жилой дом римского горожанина развился из итальянской сельской усадьбы. Но в городских условиях типичный для усадьбы двор превратился в большое помещение, носившее название атриум. Слово это означает «черный». Так помещение называли потому, что в нем находилось семейный очаг, и сажа оседала на стенах. В потолке над очагом проделывали большое отверстие, через которое выходил дым и заходил свет.

Колонна Траяна

В глубине атриума размещалась комната хозяина и стояли шкафы с ларами – богами — покровителями семьи и дома. Атриум был главным помещением, где происходили все важные семейные церемонии. Все остальные помещения располагались вокруг. На улицу римский дом выходил глухой стеной. Впоследствии, когда римляне ближе познакомились с жилищным строительством других народов, они стали пристраивать к своим домам перистильные дворики, в которых приятнее было проводить время, чем в мрачном атриуме. Но национальные традиции не позволяли совсем отказаться от него, и он остался помещением для особо торжественных событий. Очаг из атриума перенесли в специальное помещение, а на его месте начали делать бассейны. Свет, попадал через отверстие в потолке, отражался в воде, а затем на стенах.

Интересные образцы римской жилой архитектуры можно видеть в Помпеях, небольшом городе, которій в I в. н. э. был погребен под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия. Иза-за этого события, его достопримечательности дожили до нашего времени, не испытав никаких изменений. Самые известные достопримечательности Помпеи — это не храмы и не дома рядовых граждан, а виллы. их интерьер украшают яркие фрески, дают нам представление о живописи Древнего Рима. Красочные стены дополнял пол, покрытый мозаикой.

Конечно, не все жители Рима могли себе позволить жить в домах с атриумами и перистильными двориками. Строились и многоэтажные жилые дома, в которых арендовали себе комнаты бедняки. Такие дома назывались инсулами.

Не менее интересными, чем достопримечательности Рима и Италии, являются образцы римской архитектуры в провинциях. Многие европейские и восточные города и сейчас хранят в своем планировании черты римского военного лагеря, из которого они возникли. Но завоеватели возводили не только военные лагеря. Оставаясь на чужбине, они пытались сделать ее как можно более похожей на Вечный Город, откуда пришли. Особенно много памятников возводилось в провинциях во времена поздней империи, когда даже императоры чувствовали себя не очень уютно в столице и пытались перенести свою резиденцию ближе к верным им легионам. Именно так возникла знаменитая резиденция императора Диоклетиана, которую сейчас можно видеть в городе Сплите, в Хорватии. Дворец Диоклетиана в Сплите представляет собой прямоугольную в плане постройку, площадь которой равна 29409 м 2, и стены в отдельных местах достигали 24 м. Середину занимает большой перистильный двор, в котором сохранились руины храмов императора, Юпитера и бога врачевания Эскулапа.

Так выглядит инсула — многоэтажный дом Древнего Рима

Фреска из Помпеи

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. перистиль

Пальмира (Сирия). Колоннада главной улицы

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. Реконструкция

Здесь же можно видеть мавзолей Диоклетиана, в средние века был переделан в собор. Тогда же стены дворца начали выполнять функцию городских стен.

Колонны храма Юпитера в Баальбеке, Ливан

Особенно впечатляющие достопримечательности своего пребывания римляне оставили в восточных провинциях. Здесь римские архитектурные традиции тесно переплетались с местными. К таким памятникам относятся руины Пальмиры, некогда крупного торгового города в Сирийской пустыне. Город возник около оазиса на караванном пути от Средиземного моря до Персидского залива. Он имел долгую собственную строительную традицию, но во II в. н. э. был разрушен из-за многочисленных войн и затем снова отстроен римлянами. Говорят, что в величественных колоннадах Пальмиры нашли свое воплощение восточная пышность, греческая умеренность и римский размах. Всемирно прославился также храмовый комплекс в Баальбеке, ныне небольшом городке в Ливане, который когда-то был эллинистическим городом Гелиополем, а затем римской колонией, носившей длинное имя Юлия — Августа- Феликс. Здесь можно видеть колоннаду храма Юпитера и почти целые храмы Бахуса и Фортуны.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия