Реймский собор Франция

Реймский собор. Западный фасад. ХII-ХV вв.

Собор во французском городе Реймсе — одно из самых культовых сооружений Западной Европы, и это не только благодаря своим исключительным архитектурным достоинствам, но и благодаря особому месту, которое занимал Реймс во французской истории. Город был основан древними римлянами и уже в первые годы средневековья стал значительным христианским центром, резиденцией влиятельного епископа. С Реймсом связана история крещения Хлодвига, варварского вождя, который стал первым французским королем — христианином. Оттуда пошла традиция, согласно которой король Франции должен быть коронован в Реймсе и только после этого может считаться законным монархом. Этот обычай выполнялся в 1825 г., когда в Реймском соборе короновали Карла X. В XV в. пребывание Реймса под властью англичан составило большую проблему для наследника французского трона. После смерти своего отца он не мог считаться законным королем, потому что не был коронован. Взятие Реймса в 1429 войсками Жанны д’Арк решило эту проблему, и наследник стал королем Карлом VII. История Франции знала только двух монархов, которые были коронованы не в Реймсе, а в соборе Парижской Богоматери. Это был император Наполеон Бонапарт и его родственник Наполеон III. Но оба они правили не благодаря многовековой традиции, а благодаря своим собственным качествам, которые привели их к власти.

Реймский собор. Общий вид

Первый собор в Реймсе, конечно, был возведен не только в доготический, а еще в дороманский период. Несколько раз его достраивали и перестраивали. Известно, что изменения в планирование собора вносились в X и в середине XII в. Но в 1210 старая постройка была полностью уничтожена пожаром. Через год был торжественно заложен новый собор. Он возводился на деньги, которые жертвовали верующие, получая за это отпущение грехов. Первые двадцать лет строительство шло непрерывно, но потом оно часто прерывалось по разным причинам. Окончательно собор был достроен только в XV в., Когда были созданы его башни.

В 1290, по известному средневековому обычаю плитами Реймского собора было изложено лабиринт с надписями, называют имена архитекторов, части здания, над которыми они работали, и время, которое они на это потратили. Надписи в лабиринте расположены квадратом, и вопрос, с какой стороны надо начинать читать, вызывает некоторые трудности. Но наиболее общепринятой является такая хронология: в период 1211-1231 гг строительством руководил Жан дьОрбе, в 1231-1247 гг — Жак де Лу, в 1247-1255 гг — Гоше де Реймс, в 1255-1290 гг — Бернар де Суасон. Известно, что после 1290 строительство возглавил мастер Робер де Куси.

Портал Реймского собора

Реймский собор. фасад

Величественный Реймский собор окружен сравнительно небольшими домами, поэтому не только его башни, но и стены основного сооружения возвышаются над городом и воспринимаются на фоне неба. План собора более вытянутый, чем обычно это бывает в готических церквях. Это объясняется его особым назначением и связанной с этим необходимостью вместить как можно больше людей, свидетелей коронации. Расстояние от пола до свода составляет 38м. Витражи верхней части здания заполняли отдельные фигуры, изображавшие реймских архиепископов и французских королей. К сожалению, значительная часть витражного убранства собора погибла в XVIII в. или во время Первой мировой войны, когда Реймс бомбили. Именно тогда была уничтожена роза западного фасада с изображением богоматери. Этот витраж был выполнен из темного стекла, что дало повод назвать его «темно — пурпурной розой ».

Впрочем считается, что при возведении Реймского собора главную роль отвели не интерьеру, а внешнему виду здания. Следовательно, он знаменит не столько своими витражами, которые воспринимаются преимущественно изнутри, сколько своими скульптурами. В соборе «живут» тысячи скульптур. Здесь можно видеть крылатых ангелов, которые будто присели ненадолго и ежесекундно готовы снова взлететь, королей, которые выстроились в ряд на высокой галерее собора, будто охраняя его, многочисленных святых и пророков. Из растительного орнамента, украшающего консоли и капители, неожиданно выглядывают человеческие лица. Есть здесь и изображения животных, реальных и фантастических. Центральные ворота украшают фигуры святых. Главной среди них является фигура святого Сикста. Эти скульптуры ученые относят к наиболее раннему этапу строительства собора. К середине XIII в. относят скульптурную группу соседнего портала, которая изображает Страшный суд, который, как известно, сопровождается воскресением всех умерших. Автор этих скульптур безусловно занимался изучением живой натуры. Изображение здесь схематическое, движения переданы с большим мастерством.

Большое место среди скульптур Реймса занимают изображения Девы Марии, ее образ повторяют скульптуры, связанные с различными библейскими сюжетами. Здесь есть группа, изображающая встречу Марии с архангелом Гавриилом, который принес ей весть о будущем рождении Христа, и которая изображает встречу Марии с Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя. Среди скульптур, украшающих Реймский собор, можно видеть Адама и Еву, Соломона и царицу Савскую и многих других персонажей христианской Священной истории. Изучению всех этих памятников посвящена не одна книга.

Арабский стиль в архитектуре

Покинем на время Европу и проследим за развитием строительного искусства в других странах. В частности, мы рассмотрим архитектурные памятники стран ислама, которыя существенно отличаются от европейских.

Ислам, или мусульманство — это последняя по времени возникновения мировая религия. Он появился в начале VII в. н. н. э. в Аравии. Общая вера помогла образоваться многочисленным арабским племенам, еще раздробленным. Теперь, объединившись, они стали сильными и начали завоевательные войны против соседей на востоке и на западе. Вскоре был захвачен Иран и многочисленные провинции Византии в Азии и Северной Африке. Не прошло и ста лет, как под властью Арабского халифата (так называлось новообразованноя исламское государство) оказалась огромная территория от Индии до Пиренейского полуострова. Арабские завоеватели серьезно угрожали и европейским странам, и в VIII в. они были остановлены войсками правителя франков Карла Мартела. Таким образом, единственной европейской страной, оказалась под властью мусульман, была Испания.

Однако мусульмане — арабы были способны не только на грабительские походы. Они создали неповторимую и очень развитую для своего времени культуру. На захваченных ими землях были основаны новые города, а старые начали разрастаться. Разнообразные изделия средневековых арабских ремесленников поражают своим мастерством и изобретательностью. Именно в арабских учебных заведениях можно было получить лучшее на то время образование. Даже некоторые известные деятели христианской церкви, прежде чем занять церковные должности, учились в городах халифата.

Арабский халифат как единое государство просуществовал не очень долго и в X в. распался на несколько стран, каждая из которых создала своеобразное искусство на основе синтеза арабской культуры и культуры завоеванных народов. Но, имея много особенностей в каждом регионе, мусульманское искусство сохранило общие черты везде, где был распространен ислам.

Наиболее типичными памятниками исламской архитектуры являются, конечно, культовые сооружения — мечети, здания, в которых верующие собираются вместе, чтобы помолиться. Древнейшими являются мечети двух типов. Первый — массивное кубическое сооружение, перекрытое большим круглым куполом. Такой способ построения арабские архитекторы позаимствовали у мастеров Ирана, страны с давними культурными традициями, которая одной из первых вошла в состав халифата. Примером архитектурного памятника этого типа является знаменитая мечеть Купол Скалы — неотъемлемая часть городского пейзажа в Иерусалиме. По легенде, мечеть была поставлена на том месте, где пророк Мухаммед вознесся на небо, оставив в каменной скале отпечаток своей ступни.

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме. VII в.

Второй древнейший тип мечети — так называемая дворовая или колонная мечеть. Этот тип больше связан именно с арабскими национальными традициями. Своим происхождением он связан с другим видом зданий — караван-сараем. Караван-сарай — это большой двор, в котором останавливались на ночной отдых арабские купцы, которые вели свои караваны через пустыни. В сухом и жарком климате Аравии они не боялись ни дождей, ни ночного холода, но нуждались в надежной защите от хищников и разбойников. Поэтому караван-сарай представляет собой большое огороженное пространство с массивными стенами. Он не имел крыши, а лишь достаточно узкие боковые галереи для защиты от палящих солнечных лучей.

По этому принципу начали строить и дворовые мечети их располагали так, чтобы большое количество людей могло разместиться шеренгами во дворе лицом к священному городу Мекке. Поэтому обычно мечети были прямоугольными в плане. Стена, ориентированная на Мекку, сказывалась специальной нишей, носившей название михраб. Если мечеть была слишком большой, михраб могло быть несколько. Двор был окружен колоннадой. В таких архитектурных сооружениях главную роль играли не вертикальные, как в европейской архитектуре, а горизонтальные линии. Сравнительно невысокая мечеть могла занимать огромную площадь. Однообразие приземистого сооружения разбивала единая вертикаль — минарет, тонкая и высокая башня. С ее высоты служитель культа, муэдзин, извещал верующих, что настало время для молитвы. Здание не имело красивого фасада и должно было восприниматься прежде всего изнутри. Яркими образцами такой архитектуры является Большая мечеть в Дамаске, первой столице Арабского халифата, соборная мечеть в испанской Кордове, мечети Амра, Ибн — Тулун и Аль — Асхар в Каире.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика