Романский стиль в архитектуре

После гибели Западной Римской империи в V в. в Европе некоторое время царил полный беспорядок. Земли империи поделили между собой многочисленные народы, стоявшие значительно ниже римлян по уровню социального и технического развития. Образовавшиеся таким образом государства получили общее название — варварские королевства. Почти все они существовали недолго, исчезая под новой волной завоевателей. Только одно из них — Франкское королевство — смогло выстоять и постепенно подчинить себе другие. В конце VIII в. это государство превратилось в настоящую империю, а ее глава — король Карл Великий — даже был провозглашен наследником императоров римских. Потомки Карла разделили империю на три части, которые с течением времени постепенно превратились в крупные европейские страны: Францию​​, Германию и Италию. Конечно, каждая из этих стран создала свою особую, не похожую на других культуру. Но в их развитии было и много общего, так как они развивались в тесном взаимодействии. Поэтому их часто объединяют под общим названием — западноевропейские страны. Чуть позже к этому культурному объединению присоединилась Англия, страны Скандинавии и некоторые другие. Следует сказать, что распределение средневековой Западной Европы на названные нами страны достаточно условно. Средневековье — это время, когда происходили постоянные войны, а границы все время менялись. Кроме того, в составе великой державы могли формально находиться меньше, но не менее мощные и реально независимые государственные образования, например герцогства Нормандское и Бургундское в составе Франции. Впрочем, почти все современные европейские государства уже существовали в это время не как государственные образования, а как ячейки определенных национальных культур.

Как уже говорилось, средневековье началось с захвата территории Западной Римской империи многочисленными народами, стоявшими на значительно более низком, чем римляне, уровне общественного и технического развития. Этот процесс сопровождался значительными потерями культурного опыта человечества. Города были разрушены, античные библиотеки сожжены, много образованных людей погибло. Упадок коснулся и архитектуры. Некоторое время на Западе даже не ощущается большой потребности в новом строительстве. Городское население катастрофически уменьшается. Те, кто осмелился остаться в старых городах, кое-как восстанавливают руины. Строить более тщательно нет никакого смысла, все равно придет новая волна завоевателей и все разрушит, и хорошо, когда после этого в городе останется хоть кто-то живой. Многие старые античные сооружения в этих условиях изменили свое назначение. Так, мавзолей императора Адриана в Риме превратился в крепость и с тех пор носит название Замок Святого Ангела. Мавзолей Диоклетиана в Сплите стал городским собором. История знает случаи, когда средневековый город полностью размещался в римском амфитеатре, используя его стены как укрепление.

Впервые серьезное строительство началось в Западной Европе во времена правления Карла Великого. Этот период историки культуры называют каролингским возрождением. Его величайшим архитектурным памятником является королевская капелла в Ахене, столице Карла Великого. Впоследствии капелла превратилась в собор этого немецкого города. По своей архитектуре она напоминает знаменитую византийскую церковь Сан — Витале в Равенне, но производит более строгое впечатление. Сооружение имеет в плане правильный восьмиугольник и перекрыто восьмигранным куполом. Эта достопримечательность была возведена около 800 г. Сохранились и некоторые другие каролингские сооружения но их сравнительно немного. Строительство в Западной Европе по-настоящему восстанавливается начиная с XI в. По свидетельству хрониста, этот процесс начался едва ли не сразу после того, как прошел тысячный год. Особенно много церковных сооружений было заложено в 1003 г. Строительство ведется в так называемом романском стиле, который является сочетанием определенных достижений римского строительного мастерства с местными эстетическими представлениями, котороые достаточно разнообразны в разных странах. В целом для романской архитектуры характерны массивные строения. Ордер здесь отсутствует, пропорции выбираются довольно свободно.

Часто, чтобы обеспечить прочность и выносливость, стены снаружи дополняются Лопатообразными утолщениями, называемыми контрфорсами. Романские церкви, как правило, украшает центральная большая башня и боковые — меньше по размеру, квадратные или восьмигранные башни. Стены были глухие, лишь в немногих местах прорезаны узкими арочными окнами. Полукруглым нишам интерьера, апсида, отвечали внешние выступы. Внутреннее помещение чаще разделялось на три нефа, причем средний впоследствии начали строить выше боковых, чтобы можно было сделать окна в его боковых стенах и осветить помещение. Типичным образцом романского стиля является собор Нотр — Дам во французском городе Пуатье, возведенный в XI в. Это сооружение с массивными стенами и тяжелыми каменными сводами. Все три ее нефа перекрыты общей двускатной крышей, поэтому центральный неф почти не освещается. Интерьер храма производит суровое и даже мрачное впечатление. Но собору нельзя отказать в своеобразной красоте: снаружи его стены украшены аркадами, главный фасад украшают рельефы, грубоватые, но пластические. Невысокие башни собора имеют конические завершения, покрытые черепицей.

Другая известная романская достопримечательность — собор в Вормсе — построена в конце XII в. Его сооружение кажется более облегченной по сравнению с массивным собором Пуатье. Центральный неф здесь возвышенный высоко над боковыми и покрыт двускатной крышей. Значительно ниже боковые нефы имеют свои собственные односкатные крыши. Верхняя часть боковой стены центрального нефа прорезана многочисленными окнами, через которые в храм заходит дневной свет. Башни собора в Вормсе выше и стройнее, чем в Пуатье. Они украшены рядом тонких колонн, уничтожают ощущение избыточного веса. Однако главная церковь Вормса остается типичной романской достопримечательностью. Образцами романского стиля является также церковь Сент Мадлен в Везеле, собор Сен — Лазар в Отене, церковь Сен — триния в Кане и другие.

Капелла Карла Великого в Аахене. Разрез и план

Лош. Церковь Сен — Урсула

Церковь монастыря Мария Лах (Германия, 1093 — 1156). Типичный образец романского стиля

Выдающимся памятником этого стиля была главная церковь аббатства Клюни.

В XI — XII вв. аббатство Клюни играло чрезвычайно важную роль в религиозной и общественной жизни Европы. Его монахи возглавляли борьбу духовенства за свою независимость от мирской власти князей и королей. Чтобы защитить свои интересы от местных феодалов, монастыри объединились в союз, управление действиями которого осуществлял настоятель Клюни. В 1088 — 1095 годов в аббатстве была возведена церковь, для того времени грандиозная по размеру. Она была 127 м длиной и 40 м в ширину. Высота центрального нефа равна 30 м, ширина его пролета составляла 12м. Церковь не уступала своим размерам ранним готическим постройкам, но при этом имела все признаки романского стиля. К сожалению, этот замечательный памятник не сохранился до нашего времени. Она была разрушена в конце XVIII в. во время Великой Французской революции.

Церкви не были единственным типом памятников романской архитектуры. В этот период строилось также много замков, служивших одновременно военными крепостями и жильем для крупных и мелких феодалов. Правда, из этих сооружений только единичные дожили до нашего времени в неперестроенном виде. Ведь замки служили веками, разрушались вследствие многочисленных войн, восстанавливались снова, переходили от одних хозяев к другим, меняли свое предназначение.

Уникальным памятником романской замковой архитектуры является замок Лош во Франции, построенный в X в. Он представляет собой массивную четырехэтажную башню, прямоугольную в плане. Такие башни назывались донжон. Когда замок Лош только построили, он был неприступной крепостью, где мог спрятаться от врагов король. Но уже в конце средневековья замок потерял свое стратегическое значение и превратился в тюрьму, само название которой наводило ужас.

Другая известная достопримечательность — замок Гайар на Сене, построенный в XI веке. знаменитым английским королем Ричардом Львиное Сердце для защиты захваченных им в Нормандии земель. Замок возведен на высокой скале над рекой. Его середину образует большой круглый донжон, обнесенный стеной. Ниже расположена еще одна стена с круглыми башнями.

Замок Каркасон. Франция.

Архитектурный ансамбль Пизы (Iтaлия)

Замок, построенный в Британии норманнами

Здесь нет почти никаких специальных украшений, все грубое и функциональное. Но эти простые строгие стены производят на зрителя неизгладимое впечатление.

Более прихотливо выглядит романская архитектура Италии, где никогда окончательно не умирали античные традиции. Здесь широко использовалось не только камни, но и кирпич. Для облицовки часто употребляли мрамор. К образцам итальянского романского стиля относят архитектурный ансамбль в Пизе, в который входит знаменитая Падающая башня. Кроме этой башни, ансамбль составляет пятинефный собор и круглый баптистерий. Все эти сооружения украшают расположенные ярусами аркады на тонких колоннах. Строительство баптистерия было завершено позже, в период готики, и поэтому его верхняя часть украшена заостренными арками.

В Британии интенсивное каменное строительство началось во второй половине XI в. после захвата острова норманнами, потомками викингов, которые переняли франкскую культуру, поэтому стиль, близкий к романскому, здесь называют норманским. Романские достопримечательности можно встретить и в славянских странах, например в Чехии. Определенное влияние романского стиля заметно также в архитектуре Северной Руси.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика