Семь чудес света древнего мира

Перечень семи чудес света составили древние греки примерно в III в. до н. э. Они включили в него архитектурные и скульптурные памятники, больше всего поразили их воображение. Правда, Древнем мира было известно гораздо больше достойных удивления сооружений, но число семь имело магическое значение, и список не расширялся. Зато возникали споры, какие достопримечательности должны быть в него включены. Наконец победил древнейший вариант перечня, который считается классическим. В него входят: египетские пирамиды, висячие сады Вавилона, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, колоссальная скульптура бога Гелиоса с острова Родос, маяк на острове Фарос близ Александрии и статуя Зевса в храме города Олимпия.

Древнейшие из этих памятников — египетские пирамиды. О них мы подробно рассказывали в разделе, посвященном древнеегипетском строительному искусству. Здесь мы лишь отметим, что эти сооружения пока полностью подтверждают давнее выражение: «Все боится времени, но время боится пирамид». Из всех семи чудес, которые вызывали восхищение греков в III в. до н. э., только пирамиды еще остались неразрушенными.

Египетские пирамиды

Вторым чудом света по времени строительства были висячие сады в Вавилоне, которые еще ​​называют Садами Семирамиды, ошибочно связывая их строительство с именем ассирийскй царицы, жившей в IX в. до н. э. На самом деле их возвели в конце VII в. до н. э. по приказу царя Навуходоносора, который хотел таким образом утешить свою любимую жену, Мидийскую царевну. Природа Мидии, родины царевны, существенно отличается от месопотамской. Там зеленеют покрытые рощами холмы, а Тигр и Евфрат окружают плоские, сожжены солнцем равнины. Чтобы жена Вавилонского владельца не скучала по родине, он приказал создать для нее чудо — зеленые сады, где бы росли деревья из самых разных стран. Но царь не удовлетворился простым садом, хотя и его нелегко было создать в климате Месопотамии. Он сделал его многоэтажным. Для этого были созданы четырехъярусные платформы, каждая из которых опиралась на столбы 25 м высотой. Таким образом, общая высота сооружения превышала 100 м, и она поднималась даже над огромными стенами Вавилона. Столбы делали из кирпича. Сами платформы составляли из плоских каменных плит, которые покрывали камышом и заливали асфальтом. Затем насыпали толстый слой почвы, такой, чтобы в нем могли расти большие деревья. Эти деревья привозили в Вавилон издалека уже взрослыми, завернув их во влажную ткань. Высаживали в садах и яркие цветы, и ароматные экзотические травы. И днем ​​и ночью из Евфрата выкачивали воду, чтобы хрупкие северные растения не погибли под палящими лучами солнца. Платформы садов поднимались одна над другой уступами. их соединяли наклонные широкие лестницы, украшенные яркой глазурованной плиткой.

Висячие сады Вавилона. Реконструкция

Висячие сады украшали Вавилон три столетия. В них провел последние дни своей жизни Александр Македонский. Возвращаясь из своего восточного похода, великий завоеватель вдруг тяжело заболел. Тогда он приказал перенести себя в сады. Но их зеленый покой не вылечил полководца. Здесь он умер, не доведя до конца свои грандиозные замыслы завладеть миром. После его смерти созданная им империя раскололась. Вскоре город Вавилон потерял свое значение. Его обладатели уже не имели возможности поддерживать в надлежащем состоянии великолепные сады. Сначала погибли растения, затем разрушилось сооружение. Сейчас на месте этого чуда остался только глиняный холм, в котором археологи находят обломки кирпича и глазурованной плитки.

Храм Артемиды в малоазийском городе Эфесе был чудом не только из-за своей исключительной красоты. Он был еще и чудом инженерной мысли. Много раз граждане Эфеса возводили храм в честь богини Артемиды, покровительницы города, и много раз он разрушался из-за землетрясения: Эфес расположен в сейсмически опасной зоне. Так происходило каждый раз, но в середине VI в. за дело взялся знаменитый мастер по имени Херсифрон. Херсифрон предложил выход, настолько оригинальный, что он даже казался рискованным. Храм решили строить в болотистой местности. Мягкий, насыщенный влагой грунт должен был действовать как амортизатор и помочь храму выдержать землетрясения. Но в таком решении есть свои трудности, на первый взгляд, непреодолимые. Ведь болотный грунт просто не выдержит тяжелое сооружение и просядет. Чтобы этого не произошло, сначала был выкопан глубокий котлован. Его заполнили специальной смесью толченого угля с шерстью и уже на этой огромной подушке поставили сооружение храма.

При строительстве возникли новые проблемы. Подвозить через болото строительные материалы тоже было невероятно трудно. Особенно много трудностей возникло с подвозом колонн. Херсифрон приказал вбить в их срезы металлические спицы, которые присоединил к специальному устройству. Образовавшиеся колоссальные каменные валики, к которым впрягали волов, и они катились, как колеса. При таком средстве передвижения давление на грунт значительно уменьшалось. Но как только находилось решение одной проблемы, сразу возникали новые. Легенда рассказывает, что после того, как Херсифрон много дней не мог правильно установить каменную балку, он впал в отчаяние и решил закончить жизнь самоубийством. Но той трагической ночью, когда он принял это решение, Артемида создала чудо. Утром архитектор увидел, что балка установилась сама собой.

Херсифрону не пришлось увидеть свое творение завершенным. После его смерти строительство возглавил его сын, но и он не смог его завершить. Храм был достроен только в 450 г. до н. э. Храм Артемиды Эфесской был диптером, т. е. прямоугольным в плане сооружением, окруженным со всех сторон не одним, как обычно, а двумя рядами колонн. Всего колонн было 127. Римские писатели утверждали, что каждую из этих колонн прислал в подарок Эфесу правитель какого-либо государства. Вряд ли это так, но в то, что строительство храма было делом не только одного города, можно поверить. Основным строительным материалом был мрамор. Почти сто лет удивительное творение Херсифрона радовал граждан Эфеса и многочисленных путешественников. Землетрясения были ему не страшны, но в 356 г. до н. н. э. он погиб от пожара. Причиной пожара был не несчастный случай. Некий Герострат, который был ничем не примечательным человеком, но всю жизнь мечтал прославиться, поджег храм. Он думал, что это неслыханное преступление наконец принесет Ему желаемую славу. Граждане города, судили поджигателя, и решили Его казнить. Они не хотели делать из него мученика, ведь ради этого он и пошел на преступление. Герострата приговорили к забвению. Никто не должен был упоминать Его имя. Мудрые Эфесские судьи на этот раз трагически просчитались. Имя Герострата пережило века. В наше время, когда речь заходит об эфесском храме, вспоминают не гениального художника, создавшего его, а жалкого человека, который его уничтожил.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция фасада

Однако труд Херсифрона не ушел в небытие. Через несколько десятилетий храм решили восстановить. На этот раз на строительство потратили не столетия, а лишь несколько лет. Ведь существовала созданная первым архитектором шерстяная платформа, были известны придуманные им при строительстве хитрости. Сохранились и мраморные детали, которые не очень пострадали от огня. Новый храм, созданный уже в эпоху эллинизма, превзошел старый своими размерами и великолепием. Неизвестно, проиграл ли он при этом в тонкости. Во всяком случае, есть все основания полагать, что именно второй храм, а не сожженный Геростратом, заслужил славу одного из семи чудес. В плане он представлял собой прямоугольник 109 м длиной и 50 м в ширину. Колонны достигали в высоту 20 м. Некоторые из них были украшены рельефами, над которыми работали Скопас и Пракситель, два гениальных скульптора эллинистической эпохи. Изнутри стены украшали произведения живописи. Одна из картин изображала Александра Македонского с молнией в руке. Ведь именно великий завоеватель дал деньги на восстановление храма. Кстати, первый храм был сожжен в тот же день, когда Александр родился.

Второй храм простоял пять веков. В 263 г. н. э. его разрушили готы, которые наседали на границы Римской империи. Впоследствии его остатки поглотило болото, но проведенные в XIX — ХХ вв. раскопки обнаружили фундамент как первого, так и второго сооружения.

Современником второго Эфесского храма был Мавзолей, погребальное сооружение царя Мавзола, правителя Галикарнаса, города, который, как и Эфес, был основан греками в Малой Азии. В ІІІ ст. до н. э. Галикарнас был центром провинции, подчиненной Персидскому государству. В отделке Эфесского и Галикарнасского чуда участвовали одни и те же мастера. Античные писатели рассказывают, что Мавзолей приказала построить жена Мавзола царица Артемисия сразу после смерти любимого мужа. Но вероятно, что это погребальное сооружение, как и египетские пирамиды, начало строиться еще тогда, когда царь был жив. Ведь Артемисия пережила своего мужа всего на два года, большую часть этого срока вела войны с соседями и была тоже похоронена в Мавзолее. Вряд ли она могла бы успеть возвести такое большое сооружение.

Мавзолей представлял собой квадратное в плане сооружение, разделенное на три яруса, и имел высоту около 60 метров. Стены первого яруса были глухими, обложенными гладко отшлифованными плитами из белого мрамора. Они хранили погребальную камеру с прахом царя. На двадцатиметровой высоте тянулся рельефный фриз, изображавший амазономахий, борьбу мифических греческих героев с амазонками — женщинами-воинами. Эти барельефы выполнил бессмертный Скопас. Он как никто из греческих мастеров умел передать в скульптуре драматизм и силу человеческих страстей. Над фризом начинался второй ярус, украшенный ионическими колоннами. Здесь было расположено помещение для жертвоприношений. Квадратный объем Мавзолея завершала пирамидальная крыша, которую венчала мраморная квадрига — колесница, запряженная четырьмя лошадьми. На колеснице были установлены скульптуры Мавзола и Артемисии. Мавзолей — первое известное историкам сооружение, в котором были использованы все три греческих ордера. Потолок погребальной камеры поддерживали дорические колонны, внутреннее помещение второго яруса — коринфские. Внешний второй ярус был украшен ионическими колоннами. Впоследствии гробница Мавзола стала образцом для подражания во всем античном мире. Римляне даже стали называть мавзолеями любые большие погребальные сооружения.

Общий вид Галикарнасский мавзолей. Реконструкция

После упадка Римской империи побережье Малой Азии стало ареной многочисленных войн. Галикарнас не раз был разрушен и превратился в незначительное местечко, часто переходил из рук в руки. И тем не менее Мавзолей стоял очень долго. Потеряв значительную часть своих внешних украшений, он, однако, почти пережил средневековье. Окончательно его разрушили в 1552 г. рыцари ордена иоаннитов, которые вели борьбу против турецкого султана Сулеймана. Они нуждались в камне для крепости и не придумали ничего другого, как разобрать античную постройку. Впоследствии возведенная иоаннитами крепость перешла под власть турок, была перестроена и получила название Бодрум. Уже в XIX в. один английский путешественник заметил среди глыб, составлявших стены Бодрумськои крепости, белые мраморные плиты с великолепными барельефами. Вскоре английский посол в Турции обратился к правительству с просьбой разрешить выкупить эти плиты и вынуть их из стены. Разрешение он получил, и барельефы увезли в Британский музей, где было установлено, что это не что иное, как созданные рукой Скопаса фрагменты фриза Галикарнасского мавзолея.

Колосс Родосский. Реконструкция

Впоследствии в Бодруме были проведены раскопки, давшие много интересных находок.

Из всех семи чудес самый маленький возраст имел Колосс Родосский — статуя бога Гелиоса высотой более 30м, установленная на Родосе, острове, который расположен недалеко от побережья Малой Азии. Колосс установили в последние годы IV в. до н. э., и уже через полвека он упал во время землетрясения. Вообще эта достопримечательность не была очень оригинальной. Сооружение таких гигантских скульптур было на Родосе традиционным. На сравнительно небольшом острове их было около ста. Но фигура Гелиоса — покровителя острова, была самой большой и стояла у самого моря. Подплывая в Родос моряки издалека могли видеть, как блестит солнце на бронзовом теле бога. Художник, создавший это чудо, был одним из учеников Лисиппа, скульптора Александра Македонского. Но, пожалуй, скульптура поражала не только своими размерами. Голову Гелиоса украшал сияющий венец из солнечных лучей. Колосс не был монолитным. Он состоял из каркаса, обшитого снаружи листами чеканной бронзы. Основу каркаса составляли три каменных столба. Два были основами ног, третий, сделанный, чтобы придать сооружению большую прочность, был замаскирован бронзовым плащом. На уровне плеч столбы соединили железными перекладинами.

Александрийский маяк. Реконструкция

После того как из-за землетрясения Колосс упал, он в течение нескольких веков пролежал на берегу. Не раз его пытались вновь установить, но из этого ничего не получалось. То не хватало средств, то мастерства, а затем всем вообще стало не до того. Наконец, кто-то решил, что нехорошо, что столько бронзы лежит без дела, и Гелиос был переплавленный.

Еще одним чудом света является маяк, установленный в начале III в. до н. э. у входа в гавань Александрии, главного египетского порта. Александрия, основанная Александром Македонским в месте, где Нил впадает в Средиземное море, очень быстро превратилась в крупный политический и культурный центр античного мира. Но гавань этого города была не очень удобной. Нил выносил в море большое количество ила и песка, который оседал и образовывал мели. Чтобы избежать аварий, на небольшом острове напротив города решили построить маяк. Но он должен был быть не простым, а достойным Александрии, которая в то время уже прославилась своими учеными и художниками.

Строительство заняло всего пять лет (285-280 гг. н. э.). Видимо, мастерство его строителей действительно было большим, и они заранее знали ответы на все вопросы, которые возникали при строительстве, хотя они и возводили здание, подобного которому еще не было нигде в мире. Александрийский маяк достигал в высоту 120 м. Следует при этом учитывать, что он был не массивной пирамидой и не высеченным из скалы монолитом, а стройной башней, сложенной из каменных блоков, которая к тому же имела значительные внутренние помещения. Это чудо было достойно стать рядом с первыми американскими небоскребами. Маяк имел в плане квадрат, сторона которого равна 30м. Первый ярус представлял собой четырехугольную башню, уходящую на 60м. На ней была установлена ​​восьмигранная башня 40 м высотой. Эта последняя была облицовано белым мрамором. Сооружение венчала двадцатиметровая круглая башня, окруженная колоннами. На ней разводили большой костер, свет которого усиливала сложная система зеркал. Дрова для него подвозили по закрученной спиралью лестнице, очень широкой и пологой. Маяк был построен прочно и в случае необходимости мог служить крепостью. С его вершины можно было видеть приближение врага, когда он был еще очень далеко. Башню маяка использовали также для астрономических наблюдений.

За маяком внимательно ухаживали все время, пока Египтом правила греческая династия Птолемеев, и потом, когда их сменили римляне. Но впоследствии, в средние века, его не ремонтировали уже так тщательно, тем более, что власть в Египте часто менялась. Сооружение начало разрушаться. Сначала рухнули верхние ярусы. Шистдесятиметровые стены нижнего яруса простояли почти все средневековье и упали от землетрясения в XIV в. Но нижнюю часть этих стен можно видеть и сейчас. Она является составной частью крепости, построенной на Фаросе турками.

Статуя Зевса Олимпийского. Реконструкция

Легко заметить, что большинство упомянутых нами чудес были созданы в эллинистический период. Только одно из семи принадлежит периоду греческой классики. Видимо, классическое греческое искусство было слишком гармоничным и естественным, чтобы по-настоящему поражать воображение человека. Оно просто сосуществовало с ней. Однако одно произведение этого периода все же было внесено в перечень величайших чудес. Это — созданная Фидием статуя Зевса, установленная в храме этого бога в городе Олимпия. Чудом считали именно статую, а не весь храм, хотя он, несомненно, тоже достоен внимания.

Храм Зевса Олимпийского, как и Парфенон, представлял собой классический периптер дорического ордера. Но его пропорции были немного тяжелее. Длина храма составляла 64м, ширина — 28м. В конце длинного зала сидел на троне четырнадцатиметровый Зевс, который почти касался головой потолка. Скульптура была сделана из дерева, но лицо и тело бога покрывали плотно подогнанные пластины из слоновой кости, одежда и волосы были из чистого золота. В одной руке Зевс держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, в другой — жезл, символ власти. Отдельным произведением искусства был трон, на котором восседал бог. Он был украшен не только барельефами. Боковые стенки покрывали произведения древнегреческой живописи.

Рассказывают, что когда Фидий завершил свою работу, он подошел к скульптуре и спросил: «Ты доволен, Зевс? ». В ответ послышался гром. Бог был доволен.

Зевс Олимпийский жил в своем храме в V в. н. э. Ему повезло, и он не был уничтожен слишком рьяными сторонниками христианства, когда по всей Римской империи шло разрушение языческих святынь. Затем скульптура, уже не как священная реликвия, а как культурный памятник, была перевезена в Константинополь. Но, к великому несчастью, здесь она погибла во время пожара императорского дворца.