Византийский стиль в архитектуре

Баптистерий православных в Равенне. Середина V в.

В IV в. н. э. государственной религией Римской империи стало христианство. Новая идеология требовала значительных изменений во всех областях культуры, в том числе и в архитектуре. Потребовались новые типы культовых сооружений, потому что старые античные храмы, хотя иногда и приспосабливались под христианские церкви, не соответствовали требованиям нового культа. За образец для христианской церкви были взяты не культовые сооружения, а здание полностью светского назначения — базилика. Во времена республики и ранней империи базилики были местом общественных собраний. В них устраивались выступления ораторов, Задержанным велась торговля. Итак, все здесь было приспособлено для того, чтобы большие скопления людей чувствовали себя удобно. Такие здания были очень просты по своей композиции. Как правило, они имели в плане прямоугольную или близкую к прямоугольной форму. Все внутреннее пространство занимала единственная зал, разделенное колоннами на три нефа. Средний был шире боковых. Помещение было очень удобным для отправки христианского культа, в котором службы часто сопровождались проповедями. Для нужд церкви приспосабливали старые античные базилики или строили новые, внося новые архитектурные элементы. Иногда помещение разделялось не на три, а на пять нефов. С восточной стороны к прямоугольному плану начали присоединять полукруглую нишу — алтарную апсиду, отделенную от основного помещения еще одним нефом, идущуим поперек. Такой неф носит название трансепт. Центральный неф делали выше боковых и покрывали двускатной крышей. Крыши боковых нефов были односкатными.

К другому типу раннехристианских архитектурных памятников относятся так называемые баптистерии или крестильные. Эти сооружения представляли собой в плане круг или правильный восьмиугольник. В середине находился бассейн, в котором осуществляли крещения.

В конце V в. огромная Римская империя раскололась на Восточную и Западную. Западная после этого просуществовала недолго, а Восточная, которую мы знаем как Византию, выстояла, и заложенные в III в. архитектурные направления получили в этом государстве дальнейшее развитие.

Византийская церковь имела очень простой и одновременно благородный внешний вид. Ее стены часто состояли из кирпича, который чередовался с камнем. Такая кладка образовывала своеобразные узоры, которые были главным украшением здания извне. Фасад оживляли суженные арочные окна, которые часто располагали группами по два, по три и разделяли небольшими колонками. Характерной деталью византийской архитектуры является также аркада на очень тонких и высоких колоннах, с корзиноподобной капителью.

Фессалоники. Базилика Ахейропойитос (Параскевы), около 470р. Общий вид (по А. Орландосом)

Интерьер, напротив, был сказочно роскошным. Стены украшали разноцветные мозаики, которые изображали христианских святых.

Кроме традиционных базилик, византийские мастера возводили так называемые церкви центрального плана, развившиеся из баптистерия. Образцом такого сооружения знаменитая церковь Сан — Витале в итальянском городе Равенна. Она имеет в своем плане октогон, то есть правильный восьмиугольник. Церковь венчает большой купол, со всех сторон она окружена аркадой на тонких колоннах. Но наибольшую славу принесли этой церкви великолепные мозаики интерьера, изображающие византийского императора Юстиниана с семьей и свитой. Во времена правления этого императора был возведен и известный памятник византийской архитектуры — церковь Святой Софии в Константинополе. В этом сооружении впервые были соединены элементы центрического храма и традиционной трехнефной базилики.

Фессалоники. Базилика Дмитрия. Конец V в. Интерьер с аркадой (по А. Орландосом)

Император Юстиниан со свитой. Фрагмент мозаики церкви Сан — Витале в Равенне. 526- 547рр.

Храм Сан — Витале в Равенне. Разрез, план и общий вид

В середине центрального нефа ее перекрывает плоский купол, диаметр которого составляет 31 м. Купол опирается на четыре массивные опоры, которые хорошо видны снаружи, но внутри храма они скрыты. Поэтому создается впечатление, что огромный купол совсем легкий и будто висит в воздухе. Это впечатление усиливают узкие арочные окна, расположенные по кругу вдоль основания купола. Через окна в храм проникает свет, позволяет рассмотреть роскошный интерьер, украшенный ценным мрамором и малахитом. Существует легенда, что именно сказочная красота Святой Софии заставила наших предков, восточных славян, остановить свой выбор на православной вере, когда они выбирали себе религию. Славянские летописи рассказывают, что киевский князь Владимир отправил послов путешествовать по миру, чтобы решить, какая вера лучше. Послы посетили и Западную Европу, и мусульманские земли, и Византию. Вернувшись в Киев, они рассказали князю, что нигде не видели такой красоты, как в Константинополе.

Макет крестово — купольного храма

Святая София особенно интересует нас еще и потому, что при ее сооружении впервые была применена система соединения круглого купола с квадратным в плане помещением, он перекрывает с помощью сферических треугольников, так называемых «парусов». Эта система впоследствии стала очень распространенной в мировой архитектуре. От Святой Софии ведут свое происхождение крестовокупольного храмы, тип, начиная с IX в. становится господствующим в Византии и позже, вместе с христианством, приходит на Русь.

Крестово-купольный храм имеет в плане крест, все концы которого равны между собой, так называемый греческий крест. Ветви креста перекрыты цилиндрическими сводами. В центре его венчает купол, установленный на барабане. Иногда он один, иногда центральный купол дополняют четыре меньших купола, установлены или на концах креста, или между его ветвями. Такие церкви называют соответственно или одноглавой или пятиглавой. В интерьере храмов исчезают типичные для более ранней византийской архитектуры аркады, их заменяют четыре опорные колонны, на которые опирается центральный купол.

Рипсиме, крестово — купольная церковь (завершена в 618) в Эчмиадзине

Крестово — купольные храмы строились в Византии в XV в., когда империя была захвачена турками, носителями совершенно иных культурных традиций. Но и мусульмане — турки охотно использовали византийские архитектурные идеи в своих сооружениях.