Храм святой софии в стамбуле – величайший памятник византийской архитектуры

Со строительством Софии Константинопольской связано много легенд. Рассказывают, что план собора показал императору Юстиниану ангел, явившийся ему во сне. Причем ангел не ограничился тем, что показал общий план, а продолжал появляться и дальше, во время строительства, уточняя отдельные детали сооружения. Так, когда между Юстинианом и его архитектором возник спор, сколько окон делать над алтарем, ангел появился и указал, что окон должно быть три, в честь святой Троицы. Известны нам и земные архитекторы Святой Софии, их имена Анфимий и Исидор. Первый происходил из Трала, второй — из Милета. Отдельную легенду рассказывают про каждого владельца мелких участков земли, которые государство выкупало под строительство. Существует легенда про сапожника, который владел участком, ныне занимающим левую половину храма. Он не только получил за свою землю хорошие деньги, но и потребовал, чтобы народ приветствовал его в цирке так же, как и императора. Другая легенда рассказывает о вдове, которая сначала не хотела продавать свою землю ни за какие деньги, но после того, как Юстиниан посетил ее лично с просьбой уступить участок, отдала ее бесплатно. Единственная награда, которую она попросила, — это разрешение быть похороненной у будущего храма.

Строительство началось в 532 г., когда Константинополь восстанавливали после разрушительного восстания городской бедноты, известное под названием «Ника». Закладка фундамента состоялась 23 февраля. Неизвестно, действительно Юстиниан лично решал вопрос о земельных участках, но то, что он вообще уделял этому строительству чрезвычайное внимание, является фактом. Ежедневно он ездил смотреть, как растет храм.

Возведение Софии продолжалось шесть лет и поглотило все государственные доходы этого периода. Стены и своды возводили из кирпича, но на облицовку и отделку не жалели дорогих материалов. Сначала Юстиниан хотел вымостить пол плитами из чистого золота. От этого намерения его отговорили, и пол сделан из разноцветного мрамора. Но это вряд ли значительно удешевило строительство. Для отделки храма со всей империи свозились колонны, оставшиеся от римских и греческих сооружений, разрушенных во время войн. Отдаленные провинции поставляли для любимого произведения Юстиниана редкие сорта мрамора: белые, светло-зеленые, красно — белые и розовые. Использовался также гранит, порфир и даже малахит. Решили, что золото — недостаточно драгоценный материал для алтаря, и его сделали из особого сплава, в состав которого, кроме золота, входили толченые жемчужины и драгоценные камни.

Но не только ценными материалами должна была поражать Святая София. Главной все же оставалась работа мастеров, талантливых художников. Используя яркие природные и искусственные материалы, они создали неповторимую гармонию красок. Тридцатиметровый купол, прорезанный окнами, был выложен из особого белого кирпича, который весит гораздо меньше, чем обычный. Через окна внутрь храма льется дневной свет, и он кажется наполненным золотистым сиянием. Окончание строительства и освящение Святой Софии праздновали 15 дней. На улицах в эти дни раздавали хлеб и деньги.

Доолгие века храм Святой Софии был символом Константинополя, и более того, символом православной веры. Выше уже был приведен рассказ о том, какую роль этот храм сыграл в крещении наших предков.

София Константинопольская. Общий вид

Но это не единственное важное историческое событие, связанное с Софией.

В ней, например, произошли события, которые привели к окончательному разрыву между западной католической и восточной православной церквями.

В 1054 г., после долгих споров, продолжавшихся между римским папой и константинопольским патриархом, представители папы в византийской столице вошли в Софию и положили на алтарь папскую грамоту о церковном отлучении патриарха. Затем они вышли из храма, стряхнув пыль со своих ног. Такое поведение кардиналов вызвало возмущение среди константинопольцев, которые считали его оскорблением национальной святыни. После этого примирение восточной и западной церквей стало невозможным.

Несколько раз София Константинопольская очень страдала от землетрясений, и ее всегда восстанавливали. Значительно труднее было восстановить ее после ограбления крестоносцами, которые захватили Константинополь в 1204, но и после этого храм сохранил свое значение. В XV в. Константинополь был захвачен турками и вскоре стал столицей новой империи — Османской. Существует страшная легенда, будто в день взятия города султан — завоеватель Мехмед II въехал в Софию на коне, ступая по телам убитых христиан, оставив на стене отпечаток своей ладони. Этот отпечаток и сейчас показывают туристам. Он расположен на высоте 5 м от пола.

София Константинопольская. интерьер

Став хозяевами Константинополя, турки оценили красоту великолепного храма и устроили в нем мечеть. Правда, они частично уничтожили, частично замазали фрески и мозаики. Мусульманская вера запрещает делать изображения людей, тем более в мечети. Но роскошная мраморная отделка интерьера сохранилась. Предметы христианского религиозного культа были заменены исламскими. Первая мусульманская служба состоялась здесь 1 июня 1453. Со временем София была окружена четырьмя минаретами. На храмовом дворе начали строить мавзолеи, в которых хоронили султанов и их ближайших родственников. После установки Турецкой республики в 1935 София была превращена в музей. Вследствие этого события некоторые христианские мозаики были восстановлены. На стенах храма можно сейчас видеть не только изображения святых, но и портреты некоторых византийских императоров с женами и детьми.