Храм всех богов в Риме – уникальный шедевр архитектуры

Римский Пантеон, храм всех богов, — очень своеобразное сооружение. Он является уникальным, не похожим ни на однин другой римский архитектурный памятник. И одновременно он является закономерным итогом многовекового развития античной архитектуры. В архитектуре Пантеона можно заметить определенную связь со строительными традициями этрусков, и элементы, присущие греческим достопримечательностям. Но в конструктивном плане он представляет собой сооружение чисто римское и не мог быть построен нигде, кроме Рима. В основу его конструкции положен кирпичный каркас, залитый римским бетоном. Ни один другой материал из тех, которые были известны древним строителям, не дал бы возможности возвести такое сооружение и сделать его прочным и устойчивым.

Пантеон был создан в первой половине II в. н. э., во времена правления императора Адриана, когда империя достигла наивысшего могущества. Все земли были уже завоеваны, и теперь главной задачей римлян было удержать захваченное. Не пройдет и ста лет, как давление разноплеменных варваров на римские границы станет невыносимым, и империю поразит тяжелый кризис, как внешний, так и внутренний. Но это будет потом. А II век в римской истории носит название Золотой век Антонинов (от названия императорской династии). И как символ этого Золотого века был возведен в 118-125 гг архитектором Аполодором Дамасским Пантеон — храм всех богов.

Основной объем Пантеона имеет форму цилиндра. В его глухих стенах, толщиной 6 м не прорезано ни одно окно, их также оживляют декоративные аркады. Со стороны входа к цилиндру пристроен портик с гранитными колоннами. На первый взгляд, он напоминает фасад греческого храма, но греки классического периода никогда не делали свои сооружения такими большими. Храм перекрыт огромным бетонным куполом, вес которого составляет 46 т, а диаметр — 43 м. Ни в Древнем мире, ни в средневековье, ни в эпоху Возрождения никто не смог превзойти этот рекорд и создать больший купол. Правда, в эпоху Возрождения в Италии были построены купола почти такой же величины.

Пантеон. Общий вид

Пантеон. Реконструкция

Когда-то перед Пантеоном был большой перистильный двор прямоугольной формы. Посреди стояла арка вроде триумфальной, через которую проходили те, кто шел поклониться римским богам. Сейчас древнеримский памятник со всех сторон окружают современные жилые здания, а перед ним останавливаются автобусы.

Изнутри Пантеон производит совсем другое впечатление. Изнутри он не кажется ни мрачным, ни даже тяжелым и массивным. Его бетонные стены облицованы в интерьере разноцветным мрамором. Оттенок, который преобладает, — золотисто-коричневый, иногда к нему присоединяется белый. Шестиметровую толщу стены прорезают ниши — лоджии, отделены от основного пространства храма стройными колоннами коринфского ордера. Купол покрывает пять рядов кессонов, небольших углублений квадратной формы. Кессоны будто уничтожают массивность купола. Кажется, что он висит в воздухе над пространством зала.

Пантеон. интерьер

В зените купола расположено девятиметровое отверстие, из которого в храм льется свет и отражается от золотисто-коричневых мраморных стен и от покрытого мозаикой пола. Интерьер Пантеона сохранился почти полностью, и в этом также его уникальность. Это строение служило храмом на протяжении почти двух десятков веков своего существования. Сначала это был храм языческий, потом христианский. Но кто бы ни хозяйничал в Пантеоне, все всегда старались, чтобы сохранить его первоначальный вид. В этом смысле храму всех богов повезло больше, чем любому другому храму в Европе.