Храмы Древней Греции

Храм в Гарни (яркий пример так называемого периптера)

Алтарь — это особый тип античных культовых сооружений. Иногда он поднимался и там, где не было храма. Алтари устанавливали на вершинах гор и холмов, в священных рощах и на перекрестках. Древнейшие алтари составляли просто из дров, на которых сжигали жертвы. Потом начали строить постоянные алтари — прямоугольные в плане, ступенчатые каменные сооружения. их украшали цветами и гирляндами, а затем скульптурами и барельефами. В эллинистический период появились сооружения грандиозных размеров. Одним из самых прославленных был алтарь Зевса в малоазийском городе Пергаме, украшенный грандиозной скульптурной композицией, изображающей борьбу олимпийских богов с титанами, сыновьями богини Земли.

Задумчивая Кора. Скульптура из Афинского акрополя. VI в. до н. э.

Большая часть храмов в греческих городах возводилась на акрополе естественном холме или скалы, возвышающиеся над городом и окружались стенами, которые могли служить военные укрепления. Акрополь — это сердце города, место проведения религиозных праздников, его пытались делать как можно наряднее. Часто храмы ставили также на агоре — городской площади, которая была центром повседневной общественной жизни.

Для греческого жилого дома типична замкнутость. Все его окна выходят во внутренний дворик, к улице он обращен глухой стеной. Дома, которые были очень просты в архаический период, далее становятся наряднее. Но и в классический период среди них нет таких, которые особенно отличались бы по своим размерам. Славные афинские военачальники имели достаточно скромные жилища. В некоторых городах дома можно назвать даже типичными по размерам и планировке. Самый известный пример — жилые постройки небольшого городка Олинф в Македонии, их, конечно, нельзя считать выдающимися архитектурными памятниками, но и в этих скромных сооружениях нашли воплощение представления древних греков о порядке и гармонии. Средний размер такого типового дома составляет 280 кв. м. Примерно 1/5 часть общей плоскости занимает внутренний двор. Главные жилые помещения находились с северной стороны. их двери и окна выходили не просто во двор, а в так называемую пастаду, крытую галерею, глубиной около 3,5 м. Пастаду поддерживали деревянные колонны. Южная часть была ниже северной, чтобы не мешать проникновению солнечного света в жилые помещения.

Пергамский алтарь. Реконструкция

Впрочем, в том же Олинфе найдены дома, которые очевидно принадлежали незаурядным гражданам. Но эти дома тоже нельзя назвать дворцами, хотя они расположены отдельно, далеко друг от друга, за пределами жилых кварталов, их размеры превышали обычные примерно в полтора раза. Внутреннее убранство отличалось более утонченным вкусом, но его нельзя назвать роскошным. Основным украшением такого дома была прекрасная мозаика, которая покрывала двор. Значительную роль играли росписи на стенах и углубления, в которые ставили вазы или статуэтки.

Чуть позже греки начали строить дома, в которых пастады были заменены перистилем — колоннадой, окружавшей внутренний двор со всех сторон, а не только с северной стороны. Образцы таких жилых домов были найдены археологами на острове Делос в Эгейском море. Они принадлежат к эллинистическому периоду. Колонны перистиля ни были их единственным украшением. Внутри двора устраивали бассейн для сбора дождевой воды. Он был плоский и неглубокий, и через прозрачный водяной слой можно было видеть яркую мозаику, выполненную с большим мастерством. Мозаики украшают не только бассейны, но и комнаты и дворики, их сюжеты подсказывали археологам названия находкам. Так, один из Делосских домов носит имя «Дом трезубца». Одна из его мозаик изображает дельфина, вторая — черный трезубец, обвитый лентами. Другой дом украшает великолепная мозаика с изображением бога вина Диониса с пантерой, священным животным этого бога.

Дионис с пантерой. Мозаика жилого дома на острове Делос

Изобретением древних греков являются театральные представления, для устройства которых строились специальные сооружения — театры. Древнегреческий театр не имел крыши, представление проходило под открытым небом. Он устраивался на склоне холма, в котором делали искусственное полукруглое углубление. Ряды сидений для зрителей в виде полукруга располагались на склоне друг над другом. Строение театра состояло из трех частей: театрон — часть, где размещались зрители, орхестры — площадка, где выступал хор, и скены — небольшого строения, где переодевался актер. Иногда театры были очень большими. Например, афинский театр мог вместить 17000 зрителей, почти всех свободных граждан города. Несмотря на то, что архитектура греческих театров очень проста и даже утилитарна, на многих она производит большое впечатление своей гармоничностью. Большой славой, благодаря своей красоте и уникальным акустическим свойствам пользуется театр в Эпидавре, построенный в IV в. до н. э. у знаменитого святилища Асклепия, бога врачевания.

Театр в Эпидавре