Японская архитектура эпохи Хэйан

В 794 г. императоры сделали своей столицей город Киото, древнее название которого — Хэйан, означает «Мир и покой». Такое же название получил и культурный период, продолжавшийся до конца XII в. В это время японская культура приобрела той высокой утонченности, которая делает ее привлекательной и сейчас. От больших монументальных сооружений отказываются. Зато начинают строить монастыри в отдаленных горных районах. Даже рельеф местности здесь не позволял возводить симметричные, с далекой перспективой архитектурные комплексы. Монастыри представляли собой группы небольших сооружений, состоявшие в асимметричную, но гармоничную композицию на фоне живописного пейзажа. К таким памятникам относятся монастыри Муродзи, Энрякудзи,

Монастырь Дайбуцудэн Конгобудзи.

Памятником светского строительства периода Хэйан является комплекс императорского дворца Дайдари. Большую роль в нем играл живописный парк с водоемами, островками, скалами и беседками. Тронный зал дворца напоминал древние японские храмы. Он был поставлен на столбы, крыша сделали темной коры дерева. Храмовые постройки в настоящее время также окруженные великолепными садами и парками.

Это связано с распространением культа Будды Амиды — Властелина рая.

Пейзажи вокруг храма должны были давать представление о буддийский рай. Такой достопримечательностью является храм Хоодо или храм Феникса, в Киото.

Строительные сложившиеся в период Хэйан, в общих своих чертах сохранялись в течение всей японской истории, хотя, конечно, каждая эпоха добавляла что-то свое. Большое значение имело развитие пейзажного садоводства. Характерной чертой японской жизни является постоянная нехватка пространства. Поэтому здесь научились делать миниатюрные сады, которые, несмотря на свои размеры, поражают разнообразием пейзажей. Были сады, предназначенные для прогулок, и такие, которые надо было только наблюдать из дома. В некоторых из них основными объектами любования были водоемы или груды камней, покрытые мхом. Другие детали должны были подчеркивать изящную красоту этих «главных героев ». Особый тип составляют так называемые « сухие» сады. их создавали из гальки и нескольких крупных камней. Примером такого произведения является знаменитый Сад камней в монастыре Рьоандзи в Киото, созданный в XVI в.

Дворец Дайдари в Киото

Храм Феникса

Сад мха монастыря Сайходзи в Киото. 1339

В садах, предназначались для прогулок, относились специальные павильоны, в которых занимались музыкой и поэзией. Некоторые из них прославились как архитектурные шедевры. Такой достопримечательностью является «Золотой павильон», поставленный в XIV в. в пригородной резиденции сегуна Асикага Есимицу. Легкая сооружение покрыта тонким слоем золота. Но в окружении зеленого сада золото не кажется слишком блестящим, оно находится в мягкой гармонии с естественными цветами. Построенный в следующем веке «Серебряный павильон» вообще оказался серебряным только по названию.

Caд xpaма Дaйceнин монастыря Дaйтoкyдзи в Киoтo. 1509 p.

Ансамбль павильона Гинкаку монастыря Дзиседзи в Киото (основан около 1486 p.). Сад Луны. XVIII в.

Его строители и заказчики, видимо, решили, что настоящая изящество не требует дорогостоящих материалов. Светлую древесину, из которой сделали павильон, не стали ни красить, ни укрывать лаком, предпочтя ее естественным оттенкам. Павильон стоит на берегу пруда в окружении деревьев. С его веранды искусственно созданные вокруг миниатюрные пейзажи кажутся продолжением интерьера.

« Золотой павильон» монастыря Рокуондзи близ Киото. XIV в.

В эпоху войн между отдельными хозяевами в Японии начали строить каменные замки. Но во внешнем виде этих могучих укреплений было много черт, связанных с традиционной легкой деревянной архитектурой. Замки имели высокую главную башню, основу которой составляли из камня, а сверху надстраивали несколько ярусов из дерева. К таким памятников принадлежит замок Хакуродзьо у города Кобо, возведенный в 1580 г. Замок составляют многочисленные переходы и лабиринты, три двухъярусные второстепенные башни и пятиярусная главная башня, благодаря которой замок получил свое поэтическое название, что в переводе означает « Белая цапля ». Башня имеет ослепительно белый цвет и со всех сторон окружена фронтонами с изогнутыми вверх углами, напоминающие птичьи крылья. В мирные периоды японской истории укрепленные замки превращались в дворцы властителей. В ХУП — ХУШ вв. строились также дворцы, представляли собой ряд асимметрично расположенных и соединенных друг с другом одноэтажных павильонов, могли образовывать лабиринт.

Замок Хакуродзе у города Кобо. XVI в.

«Серебряный павильон» монастыря Дзиседзи близ Киото. XV в.

Культурная изоляция Японии от стран Запада продолжалась уникально долго — до второй половины XIX в. Она закончилась только 1868 с началом так называемой эпохи Мэйдзи. В это время столица была перенесена в Токио. Новая эпоха принесла новые средства строительства. Впоследствии Япония стала родиной многих суперсовременных архитектурных направлений. Но значительная часть японцев и в XX, и в XXI в. сохранила вкусы, что были воспитаны тысячелетиями.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика