Построение чертежей плоских деталей

При выполнении чертежа «плоской» детали (обязательная графическая работа) учителя используют четыре подхода к постановке учебной задачи (рис. 1). Они неравноценны в методическом отношении. Рассмотрим каждый из них.

Фото по построению чертежей плоских деталей

Рисунок 1

  1. Учащимся предлагается обвести карандашом контур картонной детали (слева) и затем, измерив ее, нанести необходимые размеры. Такой подход некоторые учителя считают весьма продуктивным. Но они забывают о том, что у школьников при этом не формируется умение строить изображение по заданным размерам с помощью чертежных инструментов. Учебная задача по существу сводится к нанесению размеров, что нельзя считать главным на этом этапе обучения.
  2. Школьники выполняют работу по карточке, содержащей изображение детали с размерами (справа). В этом случае их деятельность сводится к перечерчиванию чертежа с изменением его масштаба. Самостоятельность учащихся проявляется при этом в минимальной степени.

    Примеры чертежей по степени сложности

    Рисунок 2

  3. С целью большей активизации познавательной работы учащихся начали использовать задания, в условии которых приведено изображение только половины детали (слева). На основе наглядно-образных представлений о симметрии, полученных на уроках математики, школьники должны восполнить недостающую часть изображения. Заметим, что в имеющейся учебной литературе приводятся задания, в которых показана в одних случаях левая, а в других правая часть изображения. Следует отдать предпочтение левому изображению, так как в этом случае при выполнении чертежа учащиеся должны будут применить некоторые правила нанесения размеров путем переноса их в его правую часть.

    Примеры чертежей по степени сложности

    Рисунок 3

  4. Еще большей умственной деятельности требует задание, в котором чертеж выполняется с опорой не на одну, а на две оси симметрии (справа внизу).

В приведенной ниже таблице чертежи «плоских» деталей условно разбиты на три группы по степени сложности.

Примеры чертежей по степени сложности

Рисунок 4

Примечание. Если параметры чертежа частично совпадают или превышают указанные в таблице для второй группы сложности, а его построение связано с использованием двух осей симметрии (т. е. в условии задачи дана только четвертая часть изображения), то выполнение таких заданий следует отнести к третьей группе сложности.

Для более упрощенного определения сложности чертежа можно пользоваться не всеми показателями, приведенными в таблице, а только двумя из них: числом формообра­зующих размеров и конструктивных элементов в детали (отверстий, срезов, углублений и других), поскольку они доста­точно отчетливо ее выявляют.

Примеры чертежей по степени сложности приведены на рис. 2, 3 и 4. При подсчете числа операций учитывались как подготовительные, так и графические действия. При этом совмещение угольника или линейки с намеченными точками или раздвигание на нужную величину ножек циркуля и их установка принимались за одну операцию. Графические операции подсчитывались по числу проведенных линий (прямых и кривых) за одну установку инструмента.

Рекомендуем отличный vps сервер в Европе. Выгодные тарифы по доступным ценам.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика