Смазочные материалы представлены различными маслами, в основном минерального и значительно реже синтетического, растительного или животного происхождения, а также полученными на их основе консистентными смазками.
Минеральные масла получают переработкой нефти и в зависимости от назначения подразделяют на смазочные и несмазочные.
Смазочные масла (смазки) используют для обработки трущихся деталей машин (станков), в результате чего между трущимися поверхностями образуется масляная пленка, предохраняющая их от перегрева, коррозии, быстрого износа и поломки при больших нагрузках.
Основными показателями качества смазочных масел являются;
- кинематическая вязкость (внутреннее трение) при различной температуре, определяемая вискозиметрами;
- индекс вязкости, показывающий зависимость вязкости от температуры (с возрастанием индекса масло при повышении температуры разжижается меньше, что является положительным свойством);
- кислотное число, характеризующее содержание в масле органических кислот;
- температура вспышки и застывания масла;
- содержание в масле серы, воды, механических примесей;
- коксуемость масла, характеризующая склонность его к образованию нагара.
Значения указанных показателей приведены в соответствующих ГОСТах, разработанных на каждый вид смазки.
По назначению смазочные масла подразделяют на моторные, индустриальные, приборные, цилиндровые, консервационные и др.
Моторные масла применяются в двигателях внутреннего сгорания для уменьшения трения между деталями, отвода от них теплоты, защиты от коррозии, уплотнения зазоров между поршнем и цилиндром. В зависимости от сферы потребления различают авиационные, автомобильные, автотракторные и дизельные масла.
Индустриальные масла используются для смазывания деталей станков и их приводов, приборные – для смазывания и консервации приборов и аппаратов (например, приборное масло МВП – для контрольноизмерительных приборов), цилиндровые – для смазывания поршневых машин и насосов.
Консервационные масла
Консервационные масла служат для защиты от коррозии деталей (узлов) станков во время хранения. Их называют также жидкими консервационными смазками. Они имеют повышенную адгезию к металлу и наносятся без подогрева.
При консервации станков для сравнительно кратковременного хранения (до
лет) применяют масла НГ-203, НГ-204 и т. п., для длительного (обычно свыше 5 лет) — смазку консервационную К-17 (ГОСТ 10877—76*) *.
К смазочным маслам могут быть отнесены также смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), которые применяются преимущественно с целью уменьшения трения, предотвращения нагрева и износа деталей и инструмента, смыва стружки и абразивной пыли при обработке металлов резанием и давлением.
В качестве СОЖ используют активированные масла, эмульсолы и пасту «Резец», причем две последние – когда основным назначением жидкости является охлаждение.
Среди активированных масел выделяют сульфофрезол – масло средней вязкости, содержащее более 1,7 % серы. Используется при обработке черных металлов.
Эмульсолы – жидкости, применяемые в виде эмульсий «масло в воде», которые на основе индустриальных масел, натриевых мыл, органических кислот и др. Паста «Резец» отличается от эмульсолов большей густотой. Для приготовления из пасты эмульсии в нее вводят воду.