В системах жидкой смазки иногда применяют винтовые насосы (рис. 43). Они отличаются быстроходностью и способностью развивать большие давления (до 20 МПа), бесшумностью и надежностью в работе компактностью, большой производительностью и равномерной подачей жидкости.
Рабочие органы насосов – винты. Число винтов может быть различно, но чаще применяют насосы с тремя винтами.
Устройство погружных винтовых насосов рассмотрим на примере винтового насоса типа МВН. Насос погружной винтовой имеет три двухзаходных винта, из которых центральный винт является ведущим, а два боковых – ведомые. Винты разгружены от радиальных сил давления, осевые силы воспринимаются подпятниками, которые для улучшения условий работы сделаны плавающими. Винты помещены в рубашку с баббитовой заливкой, в которой имеются три сквозные полости: средняя (для ведущего винта) и крайние (для ведомых). Рубашка своими окнами сообщается с всасывающим и нагнетательным патрубками. Основную нагрузку несет ведущий винт, боковые
Рис. 43. Насос винтовой типа MBH
1 – ведомый винт: 2 – ведущий винт* 3. 4 – подпятники винтов; 5 – крышка корпуса; 6 – обойма, залитая внутри баббитом; 7 – корпус же винты выполняют роль замыкателей. При вращении нарезки винтов, взаимно замыкаясь, отсекают объем масла и перегоняют его из камеры всасывания в камеру нагнетания как гайку по винту.
При монтаже насосов желательно располагать их ниже уровня масла в резервуаре-отстойнике. Соединяя насос трубопроводом с резервуаром, нужно предотвращать возможность образования воздушных мешков.