В отличие от систем жидкой смазки в системах густой смазки смазочный материал используется только один раз. Пройдя через зазор между трущимися поверхностями, густая смазка в большинстве случаев утрачивает свои смазочные свойства и постепенно выдавливается наружу, теряясь безвозвратно. Тем не менее применение консистентных смазок во многих случаях экономически более целесообразно, чем жидких.
Консистентные смазки применяют в следующих случаях:
— для тяжелонагруженных подшипников скольжения, работающих при небольших скоростях в условиях граничного трения с частыми реверсами или в повторно-кратковременном режиме;
— в тех случаях, когда смазочный материал кроме основного назначения используется как уплотняющий для предохранения поверхности от попадания окалины, воды и пыли из окружающего воздуха;
— для создания защитной масляной пленки на поверхности трения при длительных остановках;
— в узлах трения, доступ к которым затруднен или которые могут работать длительное время без пополнения смазки;
— при необходимости одновременного использования смазочного материала для консервации и смазки механизма.
По способу подачи смазки к узлу трения существуют закладная, индивидуальная, централизованная ручная и централизованная автоматическая смазки.
Закладная смазка применяется для редко работающих открытых зубчатых передач, тихоходных закрытых и червячных редукторов, подшипников качения, которые имеют большие камеры для смазки. При таком способе смазка, закладываемая в узел трения при ревизии, в период сборки узла или машины, обновляется при ремонте через определенный промежуток времени. Работоспособность смазки в этом случае не превышает одного года. Смазку закладывают таким образом, что объем ее не превышает заполняемого пространства.
При индивидуальной смазке смазочный материал подается к узлу трения при помощи колпачковых, винтовых масленок и тавотниц, которые обычно устанавливаются в непосредственной близости от узла трения. Индивидуальная смазка применяется при небольшом расходе смазочного материала в узле трения.
Централизованная ручная система густой смазки применяется для одновременной смазки целого ряда близкорасположенных узлов трения. При этом в каждый из них может подаваться различное количество смазки. Такие системы применяют при небольшом расходе смазки (смазка механизмов мостовых кранов, вагон-весов и других механизмов). Число смазываемых точек редко превышает 30 – 40.
При частой подаче смазки к смазываемому узлу и наличии 8 – 9 таких точек выгодно применять централизованные автоматические системы (однолинейные или двухлинейные). Двухлинейные системы подразделяются на петлевые и конечные. Применение той или иной системы определяется требованиями к системе, расположением узлов трения.