Температура застывания смазочного масла – таблица свойств масел

Материалы, способные уменьшать силы трения, увеличивать нагрузочную способность механизмов, уменьшать износ трущихся поверхностей, называют смазочными материалами. Наибольшее применение имеют жидкие и пластичные смазочные материалы. Из твердых смазочных материалов применяют графит и дисульфид молибдена.

Смазочные масла

В настоящее время все масла, применяемые в качестве смазочного материала в узлах трения (табл. 1 и 2) получают путем разделения нефти на составные части с добавлением различных присадок, улучшающих свойства масла.

Одно из важнейших свойств масел – вязкость, которая находится в обратной пропорциональной зависимости от температуры: чем выше температура, тем меньше вязкость, и наоборот. Температура, при которой определяется вязкость масла, указывается ниже обозначения вязкости. Например, кинематическая вязкость масла П‑28 γ100 – 26 сСт, т. е. при температуре 1000 C вязкость масла П‑28 равна 26 сСт.

При подаче масла к узлам трения, работающим при повышенной температуре, необходимо знать температуру вспышки паров масла. Температуру вспышки определяют в открытом или закрытом тигле. Обычно в справочниках указывается температура вспышки паров масла в открытом тигле.

Для определения прокачиваемости масла по трубопроводам и возможности смазки узлов трения, работающих при пониженной температуре, большое значение имеет температура застывания масла. Под температурой застывания масла подразумевается температура, при которой масло, помещенное в пробирку и наклоненное под углом 45°, не изменяет своего уровня в течение 1 мин.

Мерой содержания в масле свободных органических кислот является кислотное число, выражаемое числом миллиграммов КОН, необходимых для нейтрализации 1 г масла. При старении масла кислотное число повышается. Во многих случаях это число является основным показателем для смены масла.

Таблица 1. Легкие и средние индустриальные масла

Показатель

И‑5А

И‑8А

И‑12А

И‑20А

И‑25А

И-30А

И‑40А

И‑50А

И‑70А

И-100A

Т22

Т30.

Т40

Т57

Вязкость кинематическая при 50 °С, сСт

4 – 5

6 – 8

10 – 14

17 – 23

24 – 27

28 – 33

35 – 45

47 – 55

65 – 75

90 – 118

20 – 23

28 – 32

44 – 48

55 – 59

Температура застывания, С

‑25

‑20

‑30

‑15

‑15

‑15

‑15

‑20

‑10

‑10

‑15

‑10

‑10

Температура вспышки, 0 C

120

130

165

180

180

190

200

200

200

210

180

180

195

195

Кислотное число, мг, KOH на 1 г

Масла

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,02

0,02

0,02

0,05

Таблица 2. Тяжелые индустриальные масла

Показатель

П‑28

MC‑14

МС‑20

МК‑22

АС‑6

АС‑10

АК‑15

Дп‑8

Дп-М

ТАП-15В

Цилин дров. 24

Цилин дров. 38

Цилин дров. 52

К‑12

Вязкость кинематическая при 50 °С, сСт

26 – 30

14

20

22

6

10

15

8 – 9

10,5 – 12,5

15

20 – 28

32 – 44

44 – 59

11 – 14

Температура застывания,

0 C

‑10

‑30

‑18

‑14

‑30

‑25

‑15

‑25

‑18

‑20

+2

+17

4–5

‑25

Температура вспышки, 0 C

285

200

225

230

185

200

215

200

200

180

240

300

310

216

Кислотное число, м г KOH на 1 г масла

Од

0,25

0,03

0,10

0,02

0,02

0,2

При работе узлов трения в масло попадают продукты износа трущихся поверхностей. Эти механические примеси частично находятся в масле во взвешенном состоянии, частично выпадают в осадок. Механические примеси, находящиеся в масле во взвешенном состоянии, значительно увеличивают износ трущихся поверхностей. Для удаления механических примесей масло подвергают отстою, фильтрованию и сепарации.

При выборе сорта масла для циркуляционных систем смазки учитывают его окисляемость – способность масла вступать в реакцию с кислородом. Стойкость к окислению – показатель стабильности того или иного масла.

Срок службы масел зависит от скорости накопления в нем вредных примесей и его старения. Сущность старения заключается в том, что в процессе эксплуатации происходит окисление масла кислородом воздуха с образованием растворимых кислот и шлама. Масло подлежит замене, если при анализе обнаружено: повышение кинематической вязкости более чем на 30 %; возрастания кислотного числа до 3 мг KOH на 1 г масла; содержание воды более 0,2 %; содержание механических примесей неабразивного характера (шлам, примесь пластичных смазок) более 0,1 ί%.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия