Трубные сборки. Блоки и узлы трубопроводов

Сборка трубного узла заключается в том, что из отдельных деталей и элементов при помощи сварных, фланцевых и резьбовых соединений собирают какой-то участок трубопровода. Узлы подразделяются на плоские, в которых оси всех деталей расположены в одной плоскости, и пространственные, в которых оси деталей расположены в нескольких плоскостях. В узел обычно объединяют байпасы, коллекторы и т. п.

Еще большее повышение производительности труда и сокращение сроков монтажа достигается при блочном монтаже трубопроводов. Примером блока могут служить собранные трубные сборки на специальной раме насосы, фильтры, обвязанные трубопроводами. Габаритные размеры и массу блоков выбирают в зависимости от размеров монтажных проемов, наличия транспортных и грузоподъемных средств, удобства установки блока в проектное положение.

Блоки и узлы трубопроводов должны быть собраны в точном соответствии с чертежом. Отклонение от чертежей допускается между торцами крайних деталей или между осями в пределах ±1 мм на 1000 мм длины, но не более 8 мм для узлов и блоков длиной 8000 мм и более. Смещение вертикальной оси арматуры и смазочной или гидравлической аппаратуры допускается в пределах ±0,5°. Остальные допуски принимаются по техническим условиям, которые написаны в чертежах и инструкциях.

Перед сборкой деталей и труб в блоки и узлы их необходимо очистить от консервации, коррозии, заусенцев и шлака.

Во время сварки стыков трубопроводов необходимо, чтобы опорные конструкции находились от стыков на расстоянии не более 1000 мм. При расположении стыков на расстоянии более 1000 мм от опорных конструкций на период сварки устанавливают дополнительные временные опоры, которые исключают провисание и расцентровку свариваемых труб. В качестве таких временных опор обычно используют переносные опоры с винтовой подставкой.

При сборке трубных узлов и установке арматуры необходимо руководствоваться следующими правилами: вентили могут устанавливаться в любом положении, однако для удобства ремонта устанавливать их маховиком вниз не рекомендуется; задвижки на горизонтальных трубопроводах устанавливают расположением шпинделя в пределах верхней полуокружности, а на вертикальных – с горизонтальным расположением шпинделя; обратные клапаны устанавливают на горизонтальном трубопроводе крышкой вверх, на вертикальном – седлом или диском вниз; направление стрелки на корпусах вентилей, обратных клапанах и другой арматуре должно совпадать с направлением движения жидкости или газа. Сборка трубных узлов с установкой арматуры проводится по монтажным чертежам.

При сборке фланцевых соединений устанавливают постоянные прокладки. Головки болтов, соединяющих фланцы, следует располагать с одной стороны соединения: на вертикальных участках трубопроводов гайки, как правило, навинчиваются снизу; при установке фланцевой арматуры гайка ставится со стороны контрфланцев.

При сборке трубопроводов при помощи соединительных гаек особое внимание обращают на соосность труб, так как малейшие перекосы осей соединяемых труб скажутся отрицательно на прилегании уплотнительных поверхностей.

При применении трубной цилиндрической резьбы для предотвращения просачивания жидкости по резьбе применяют льняную прядь, пропитанную масло – стойкой краской или бензо-амидевым лаком. Последнее время успешно начали применять в качестве уплотнительного материала ленту на основе фторопластов – ленту ФУМ.

Перед навертыванием уплотнительного материала резьбу тщательно очищают от грязи и масла. Резьбу вначале промазывают какой-либо маслостойкой краской, затем, начиная со второй нитки резьбы от торца, на нее наматывают уплотнительный материал, который также пропитывают маслостойкой краской. Ленту ФУМ наматывают в два слоя на резьбу без применения красок и лаков.

При сборке труб на конической резьбе применять подмотку нельзя, так как уплотнение в резьбе достигается за счет деформации ниток в резьбе. При сборке таких соединении резьба должна быть смазана маслостойкой краской или бензо-амидевым лаком.

Как правило, магистральные трубопроводы монтируют в тоннелях. Перед началом монтажа необходимо тщательно проверить конструкции, к которым будут крепиться кронштейны под трубы. Особое внимание необходимо обратить на их положение в плане. Для этого вверху и внизу между крайними опорными конструкциями натягивают струны. Положение промежуточных конструкций определяют, замеряя расстояние от струны до конструкции. Опорные конструкции не должны иметь отклонения в плане более 5 мм. Раз метку плит установки кронштейнов делают путем нивелирования. Точность нивелирования должна быть не ниже 3‑го разряда.

Архитектурная энциклопедия © 2016 Яндекс.Метрика