Авиафанера и авиашпон

Авиашпон вырабатывают из древесины в виде тонких листов. Фанера представляет собой склеенные листы пилона. Из березового шпона изготовляют (выклеивают) обшивки разнообразных очертаний. Авиафанеру применяют для изготовления деталей; тонкую авиафанеру (до 1 мм) используют для выклейки обшивки.

Для склейки авиафанеры применяют различные клеи. Из них наиболее распространены казеиновый клей, состоящий из казеина (белкового вещества, получаемого из молока животных), гашеной извести и минеральных солей, а также смоляные клеи.

В настоящее время начинают применять облагороженную слоистую древесину типа дельта-древесины, балинита, лигнофоля, бакелитовой фанеры и др. Эти материалы получают следующим образом: листы шпона пропитывают смоляным лаком, после чего прессуют под большим давлением и при высокой температуре.

Пластические массы или пластики довольно широко применяют в самолетостроении. Пластмассы — это искусственно приготовленные смолы. Они отличаются малым удельным весом, сравнительно хорошими механическими свойствами и простотой обработки.

К прозрачным пластикам относятся: целлулоид, плексиглас и др. К слоистым пластикам относятся: текстолит, гетинакс и др. Обработка пластмасс в большинстве случаев несложна. Так, например, плексигласе при температурах от 80 до 120° размягчается, делается гибким и хорошо поддается обработке режущим инструментом. При дальнейшем повышении температуры до 250 плексиглас мутнеет и теряет прозрачность.

Целлулоид также хорошо поддается обработке режущим инструментом при температуре 70°; свыше 80° он мутнеет.

Для механической обработки пластмасс применяют деревообделочные станки.

Авиационные породы дерева

В самолетостроении применяют: сосну, пихту (кавказскую лиственницу), ель, липу, бук, березу и ольху. Больше всего (70-75%) используют древесину хвойных пород (сосну и пихту), изготовляя из нее ответственные детали. Из твердых пород (дуб, ясень, лиственница) делают гнутые детали и подкладки. Мягкие породы (ель, липа) обычно используются для изготовления менее ответственных деталей.

При 15% влажности древесина различных пород имеет следующий удельный вес:

Сосна 0,54
Ель 0,40
Пихта 0,46
Дуб и ясень 0,68-0,70
Бук 0,65
Береза 0,60
Липа 0,48

Древесина поступает на самолетостроительные заводы в виде брусков, планок и досок.