Стыковка агрегатов самолета

Основным агрегатом является фюзеляж, к которому в определенной последовательности пристыковывают все остальные агрегаты: центроплан, крылья, мотораму, хвостовое оперение, шасси и т. д. Соединение или стыковка главных агрегатов самолета выполняется в цехе окончательной сборки.

При установке и стыковке агрегатов надо иметь в виду, что взаимное расположение осей стыковых отверстий, а также положение их относительно оси фюзеляжа и расстояния между отдельными узлами должны быть очень точно выдержаны. Чтобы достигнуть необходимой точности в размерах, определяющих взаимное расположение отдельных частей самолета, производят регулировку самолета. К регулировке приходится прибегать в тех случаях, когда конструкция машины или технология изготовления и сборки ее не позволяют при монтаже получить эти размеры с достаточной точностью. Для регулировки самолета служат специальный инструмент (уровень, угломеры), а также стыковочные стецды (стапели).

Наиболее высокой точности при регулировке самолета можно достигнуть, применяя нивелир.

Навеска руля поворота

1. Навесить руль поворота на киль (совместить узлы крепле ния руля с узлами киля) и закрепить бородками (рис. 278).

2. Вынуть один бородок, вставить вместо него болт, навинтить на него гайку и разметить отверстие для шплинта.

3. Снять болт и просверлить в нем отверстие для шплинта (работа на верстаке).

4. Вставить болты в узлы крепления руля с килем, навинтить гайки и зашплинтовать.

рис. 278.

Стыковка подмоторной рамы (рис. 279)

1. Подогнать подмоторную раму (под мотор M-17) к узлам — лонжерона крыла и закрепить конусными бородками в верхнем и нижнем узлах крепления моторной рамы.

рис. 279.

2. Проверить нивелиром установку подмоторной рамы; определить величину превышения площадок (передних и задних) крепления мотора относительно контрольных точек, заданных в установочном чертеже (работа слесаря 5-6-го разряда).

3. Выбить конусные, бородки и последовательно развернуть

конусными развертками отверстия в верхнем и нижнем узлах крепления моторной рамы.

4. Проверить отверстия калибром-пробкой.

5. Соединить моторную раму. B верхнем и нижнем узлах конусными болтами, забивая их легкими ударами молотка.

Предварительно смажь болты техническим вазелином.

6. Надеть шайбы и навинтить корончатые гайки, затягивая их до упора.

7. Просверлить отверстия в болтах для шплинтов.

8. Законтрить гайки шплинтами.

9. Приклепать к площадке основания подмоторной рамы фибровые прокладки под лапы ;картера мотора.

10. Согласно указаниям установочного чертежа опилить фибровые прокладки настолько, чтобы обеспечить необходимый угол установки мотора.

11. Подогнать боковой подкос подмоторной рамы по узлам крепления к лонжерону крыла и к подмоторной раме (работа слесаря 4-5-го разряда).

12. Развернуть отверстия в узлах крепления подкоса моторной рамы.

13. Соединить болтами (контрить гайку шплинтом) подкосы моторной рамы.

Стыковка крыла

1. Установить фюзеляж в линию полета при помощи нивелира (работа слесаря 5-6-го разряда).

Линией полета называется такое положение самолета, при котором продольная и поперечная его оси горизонтальны.

2. Подвести крыло к фюзеляжу (с моторным отсеком) и установить на козелках-домкратах (рис. 280).

3. Совместить стыковочные узлы крыла и моторного отсека, пристыкованного к фюзеляжу, и вставить бородки в отверстия узлов.

рис. 281.

4. Отрегулировать положение крыла по отношению к фюзеляжу, выдержав все углы и симметрию (работа слесаря 5-6-го разряда) .

5. Проверить взаимное расположение отверстий в стыковочных узлах; в случае несовпадения отверстий разметить их и затем распилить до получения концентрических отверстий (работа слесаря 5-6-го разряда).

6. Распилить круглым напильником отверстия стыковочных узлов так, чтобы оси их совпали.

рис. 282.

7. Развернуть отверстия стыковочных узлов до требуемого размера специальным .набором разверток при помощи пневматической машины (рис. 281).

8. Вставить болты в отверстия стыковочных узлов, проложить шайбы и навинтить гайки (рис. 282).

9. Разметить отверстия в болтах для шплинтов.

10. Просверлить отверстия в стыковочных болтах под шплинты.

11. Вставить болты в отверстия стыковочных узлов.

12. Зашплинтовать болты.