Самолеты различают по их назначению, конструкции и материалу, из которого они построены.
По назначению самолеты делятся на военные (бомбардировочное и стрелковое вооружение) и гражданские (пассажирские).
Конструкции самолетов весьма разнообразны: монопланы (одна пара крыльев), бипланы (две пары крыльев — нижние и верхние); одномоторные, двухмоторные и многомоторные; с убирающимися и неубирающимися шасси.
В зависимости от материала, из которого построен самолет, различают самолеты металлические, деревянные и смешанной конструкции.
Основной частью самолета является крыло, которое создает подъемную силу самолета и поддерживает самолет в воздухе.
Профиль крылу придается нервюрами (ребрами) (рис. 264 и 265); нервюры соединяются между собой стрингерами, идущими вдоль всего крыла.
рис. 264.
рис. 265.
Основной частью крыла являются продольные балки (две или более), называемые лонжеронами, на которые надеваются нервюры (рис. 266 и 267).
рис. 266.
Сечение лонжеронов довольно разнообразное.
Отъемные части крыла (консоли) крепятся или к средней части его — к центроплану, или непосредственно к фюзеляжу, т. е. к корпусу самолета, в котором помещается обслуживающий персонал, пассажиры грузы и т. п. К фюзеляжу обычно крепятся также моторная рама, шасси и хвостовое оперение (рис. 268).
рис. 268.
Шасси состоит из стоек, подкосов, оси и колес (в зимнее время — лыжи); оно служит для посадки, стоянки и взлета самолета. Для смягчения ударов, которые могут возникнуть в самолете при посадке, шасси снабжено амортизаторами. Передняя часть самолета опирается на шасси, хвост самолета — на костыль (см. рис. 268).
Для создания самолету тяги вперед служит винтомоторная группа, состоящая из винта (пропеллера) и мотора, вращающего винт.
Лопасть винта имеет сечение, похожее на сечение «рыла (каплевидное) ; при вращении винта на его лопасти действует сила, направленная вперед. Винт как бы ввинчивается в воздух с определенной силой, называемой тягой.
Для обеспечения продольной устойчивости самолета, т. е. для того, чтобы самолет не валился на нос (не пикировал) и не поднимал носа (не кабрировал) служит стабилизатор, верхняя и нижняя поверхности которого выпуклы (см. рис. 268).
Для уравновешивания самолета в продольном направлении стабилизатор устанавливают под тем или иным углом, в зависимости от положения центра тяжести самолета (центр тяжести самолета — это воображаемая точка, к которой приложен общий вес всех частей и грузов самолета).
Для сохранения устойчивости в пути, т. е. для того, чтобы самолет не поворачивал вправо и влево вопреки желанию летчика, служит киль (см. рис. 268).
К стабилизатору на шарнирах прикреплен руль высоты, которым летчик управляет из кабины посредством ручки управления или штурвала.
К килю и к задней части фюзеляжа на шарнирах прикреплен руль поворота, управляемый летчиком посредством педалей.
Для сохранения устойчивости в поперечном направлении, если самолет вопреки желанию летчика накренится вправо или влево, и для создания крена, если нужен такой крен, служат элероны, прикрепленные к задней кромке крыла. Управляются элероны путем отклонения ручки управления или штурвала вправо и влево.
Помимо Перечисленных основных частей самолета имеется еще ряд других частей (стойки, ленты-расчалки, подкосы и т. д.), которые придают жесткость и прочность всей системе. Внутри самолета ставят кронштейны, прокладывают тяги или тросы к рычагам управления и к рычагам карбюратора и рабочего магнето. Кроме того, для освещения самолета внутри его устанавливают электрооборудование: динамомашины, кабинные лампы, аэронавигационные огни и т. п. В кабине пилота устанавливают контрольные приборы.