зависит от характера соединения:
1. В неподвижных соединениях самолета (крепление мотора, узлов, хомутов, подшипников и т. п.) гайки затягивают нормальным усилием руки, увеличивая его с увеличением диаметра гайки. Слабая затяжка в неподвижных соединениях ухудшает качество крепления; при чрезмерно сильной затяжке могут быть повреждены соединяемые детали (можно сорвать резьбу, сделать вмятину в деталях и т. п.).
2. В шарнирных соединениях (соединения подвижных частей ручного управления, подвеска рулей, шасси и т. п.) гайка должна быть затянута настолько, чтобы обеспечить Свободное вращение соединяемых деталей и в то же время не допускать большого перемещения соединяемых деталей вдоль оси болта.. В этих случаях обычно применяют корончатую гайку, причем если шплинтовое отверстие в болте просверлено заранее, то гайку надо навертывать до тех пор, пока в ее прорези не покажется целиком шплинтовое отверстие.
Если отверстия для шплинта нет, его надо просверлить по месту:
а) завинтить гайку так, чтобы детали не вращались;
б) медленно отвинчивать гайку до тех пор, пока детали не получат возможности вращаться;
в) проверить, нет ли чрезмерного осевого люфта.
Люфтом называется ощутимый на ощупь, на слух, или видимый на глаз зазор между соединяемыми деталями (рис. 250).
Чтобы определить люфт, приложи конец пальца к соединению так, чтобы часть его легла на головку болта или валика, а часть — на деталь,
Люфты, укладывающиеся в пределы указанных в чертеже допусков, безусловно допустимы.
г) Наметить кернером отверстие шплинта и просверлить.
3. Перемещающиеся детали (тяги ручного управления, рули, штурвалы и т. п.) должны вращаться легко.
4. В соединениях стоек, ног шасси и т. п. может быть некоторая затяжка гайки, однако под действием собственного веса деталь все же должна проворачиваться.
рис. 249.
рис. 250.
Виды, причины и способы устранения брака при болтовых соединениях
Наименование брака | Причины брака | Способы устранения |
Болт не входит в отверстие | 1. Не выдержаны требуемые чертежом допуски: а) в диаметре болта б) в диаметре отверстия | а) Заменить болт б) Развернуть неправильное отверстие |
2. Заусенцы на болте и соединяемых деталях | 2. Снять заусенцы | |
3. В отверстие попала краска | 3. Удалить краску | |
Гайка не навинчивается на болт (заедание гайки) | 1. Не выдержаны допуски на диаметры резьбы болта или гайки | 1. Заменить детали (болт или гайку) или прогнать резьбу болта плашкой, а резьбу гайки метчиком |
2. Неравенство шага резьбы болта и гайки (проверить резьбомером) | 2 Заменить детали (болт или гайку) | |
3. Не сняты заусенцы (нечистая механическая обработка) | Снять заусенцы | |
Чрезмерный люфт в болтовом соединении | Несоблюдение механическим цехом допусков на диаметры болтов или отверстий | Заменить другим болтом или выточить болт по месту |
Тугое вращение | Мал зазор между болтом и деталями (встречается в шарнирных соединениях) | Заменить — подобрать детали или устранить тугой ход путем приработки на месте (например, движением ручки ручного управления вперед — назад, вправо или влево в течение 3-5 мин.) |