Затяжка гаек

зависит от характера соединения:

1. В неподвижных соединениях самолета (крепление мотора, узлов, хомутов, подшипников и т. п.) гайки затягивают нормальным усилием руки, увеличивая его с увеличением диаметра гайки. Слабая затяжка в неподвижных соединениях ухудшает качество крепления; при чрезмерно сильной затяжке могут быть повреждены соединяемые детали (можно сорвать резьбу, сделать вмятину в деталях и т. п.).

2. В шарнирных соединениях (соединения подвижных частей ручного управления, подвеска рулей, шасси и т. п.) гайка должна быть затянута настолько, чтобы обеспечить Свободное вращение соединяемых деталей и в то же время не допускать большого перемещения соединяемых деталей вдоль оси болта.. В этих случаях обычно применяют корончатую гайку, причем если шплинтовое отверстие в болте просверлено заранее, то гайку надо навертывать до тех пор, пока в ее прорези не покажется целиком шплинтовое отверстие.

Если отверстия для шплинта нет, его надо просверлить по месту:

а) завинтить гайку так, чтобы детали не вращались;

б) медленно отвинчивать гайку до тех пор, пока детали не получат возможности вращаться;

в) проверить, нет ли чрезмерного осевого люфта.

Люфтом называется ощутимый на ощупь, на слух, или видимый на глаз зазор между соединяемыми деталями (рис. 250).

Чтобы определить люфт, приложи конец пальца к соединению так, чтобы часть его легла на головку болта или валика, а часть — на деталь,

Люфты, укладывающиеся в пределы указанных в чертеже допусков, безусловно допустимы.

г) Наметить кернером отверстие шплинта и просверлить.

3. Перемещающиеся детали (тяги ручного управления, рули, штурвалы и т. п.) должны вращаться легко.

4. В соединениях стоек, ног шасси и т. п. может быть некоторая затяжка гайки, однако под действием собственного веса деталь все же должна проворачиваться.

рис. 249.

рис. 250.

Виды, причины и способы устранения брака при болтовых соединениях

Наименование брака

Причины брака

Способы устранения

Болт не входит в отверстие

1. Не выдержаны требуемые чертежом допуски:

а) в диаметре болта

б) в диаметре отверстия

а) Заменить болт

б) Развернуть неправильное отверстие

2. Заусенцы на болте и соединяемых деталях

2. Снять заусенцы

3. В отверстие попала краска

3. Удалить краску

Гайка не навинчивается на болт (заедание гайки)

1. Не выдержаны допуски на диаметры резьбы болта или гайки

1. Заменить детали (болт или гайку) или прогнать резьбу болта плашкой, а резьбу гайки метчиком

2. Неравенство шага резьбы болта и гайки (проверить резьбомером)

2 Заменить детали (болт или гайку)

3. Не сняты заусенцы (нечистая механическая обработка)

Снять заусенцы

Чрезмерный люфт в болтовом соединении

Несоблюдение механическим цехом допусков на диаметры болтов или отверстий

Заменить другим болтом или выточить болт по месту

Тугое вращение

Мал зазор между болтом и деталями (встречается в шарнирных соединениях)

Заменить — подобрать детали или устранить тугой ход путем приработки на месте (например, движением ручки ручного управления вперед — назад, вправо или влево в течение 3-5 мин.)