Ренессанс в архитектуре западной Европы

Ратуша в Антверпене

Эпоха Возрождения во всей Европе связана с повышением активности городской жизни. Во Франции в этот период возводятся многочисленные ратуши, строения городского самоуправления. Их архитектуре присущи типичные ренессансные признаки — четкое разделение на этажи и применения на каждом этаже ордерной системы.

Ренессанс в архитектуре Англии и Франции

Еще позже ренессансные идеи достигли Англии. Но после того, как это произошло, английские архитекторы, в отличие от французских, очень быстро отказались от традиций фортификационного строительства. Во Франции долго сохраняются закрытые сооружения с внутренними дворами. В Англии начинают строить замки, напоминающие в плане букву Н. Как правило, их делают трехэтажными, во втором этаже центральной части устраивают галереи с портретами предков. Вход непосредственно связан с холлом — большим помещением, который служил вестибюлем и одновременно залом для празднования торжественных событий. Жилые помещения размещались в боковых частях здания.

В некоторых английских замках площадь окон на фасадах превышает площадь стен, что вообще характерно для готического стиля. Окна здесь не такие, как во Франции. Они имеют квадратную форму или даже вытянутые горизонтально, т. е. ширина в них превышает высоту. Сложные крестовины служат каркасом для разноцветных витражей, что также является остатком готики. Но ренессансным признаком является строгая симметрия строения, четкое разделение фасада на этажи, применение в построении каждого этажа ордерной системы.

Фото замка Chenonceaux
Замок Chenonceaux

Ярким представителем английского Возрождения был архитектор Иниго Джонс, в начале XVII в. построил королевский дворец Уайтхолл в Лондоне и Виллу королевы в Гринвиче. На стиль архитектурных сооружений Иниго Джонса большое влияние имели произведения Андреа Палладио. Кстати, именно Джонсу человечество обязано многим сведениям о Стоунхендже, о котором мы рассказывали в начале этой книги. В свое время Джонс подробно изучал это место, зарисовывал его и пытался на бумаге воссоздать его первоначальный вид.

Фото общего вида Эскориала.
Эскориал. Общий вид

Ренессанс в архитектуре Нидерландов

Яркое воплощение нашли идеи Ренессанса в архитектуре Нидерландов, где городская жизнь была такой же активным, как и в Италии. Период Возрождения охватывает здесь XVI в. Правда, нидерландские строительные мастера, в отличие от итальянских, не имели перед глазами образцов античного наследия и не могли на нее непосредственно опираться. Та же психологическая атмосфера эпохи Возрождения в этой стране крупных торговых городов, связанных торговыми путями со всем цивилизованным и даже не очень миром, была здесь выражена очень ярко.

Большая часть архитектурных памятников Нидерландов — это ратуши, строения цехов, даже жилые дома богатых горожан. Строительство замков в период, интересующий нас было очень ограниченным.

Ренессансные городские строения в Нидерландах, как правило, занимали участки, на которых раньше стояли готические сооружения. Поэтому, как и в средневековье, они были сильно вытянутые вверх, имели 5-6 этажей.

Фото ратуши в Антверпене
Ратуша в Антверпене

Здесь, как и везде в эпоху Возрождения, можно наблюдать четкое разделение фасада на горизонтальные ярусы. Фасад венчает очень остроконечный фронтон, что является срезом высокого двускатной крыши. Иногда фронтон тоже бывает разделен на два-три яруса. Выдающимися памятниками ренессансной архитектуры в Нидерландах считаются ратуша в Антверпене (архитектор Корнелис Флорис) и строение Мясного рынка в Гарлеме (архитектор Ливен де Кей).

Ренессанс в архитектуре Испании

Архитектурный стиль Испании всегда, в том числе и в эпоху Возрождения, имел свои особенности. Это объясняется и влиянием искусства арабов, под властью которых долго находилась страна, и теми возможностями, которые давало открытия Нового Света. В течение XVI в. в Испанию везли золото из американских колоний. Это давало возможность расстраивать испанские города с неслыханной пышностью.

Первым проявлением Ренессанса в испанской архитектуре стал так называемый стиль платереско. Слово это означает ювелирное мастерство. Такое название этот архитектурный стиль получил потому, что фасады украшались таким тонким и филигранным орнаментом, который был больше похож на ювелирное украшение, чем на архитектурную достопримечательность. Каменное кружево покрывало фасад до самой крыши. Типичным образцом стиля платереско является строение ратуши в Севилье, возведенной в 1527-1534 гг архитектором и скульптором Диего де Рианьо.

Фото западного фасада Эскориала
Эскориал. Западный фасад

Эскориал — резиденция короля Филиппа II

Монументальное направление в ренессансной архитектуре представлял в Испании Хуан Батиста де Эрера, главным произведением которого является Эскориал — резиденция короля Филиппа II.

Эскориал ничем не напоминает те пригородные дворцы для развлечений, которые так любили возводить французские короли. Это — дворец-монастырь, строгий и величественный. В плане он представляет собой прямоугольник. Стены, сложенные из серого гранита, прорезаны большими окнами. Внутри Эскориал разделен на отдельные дворы. Над всей постройкой царит купол собора св. Лаврентия.

Королевские покои занимали здесь немного места по сравнению с монастырскими строениями. Мрачный король Филипп, который заслужил имя Кровавый, любил окружать себя монахами. Но лишенный капризной роскоши Эскориал стал символом могущества Испанского государства и вошел в сокровищницу мировой архитектуры.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия