Оборудование сцены

Описанные три опыта подтверждают теорию, что исполнители предпочитают такие акустические условия, которые позволяют им слышать самих себя. Приведем

Рисунок 45. Результаты экспериментов, показывающие, что музыканты предпочитают более долгое время реверберации, чем слушатели.

теперь данные о сценических коробках, специально оборудованных для получения хороших акустических качеств. На рис. 47 представлена сцена, спроектированная автором для концертного зала. Сцена представляет собой ряд неглубоких «коробок», без дна и крышек, со слегка расширяющимися наружу боковыми стенками. Коробки эти постепенно уменьшаются к задней стенке сцены. Плоские части стен этой коробки рассеивают звук лучше, чем обычные изогнутые стены оркестровых раковин, и уменьшают неприятную как для исполнителей, так и для слушателей концентрацию звуков.

Музыкальный павильон

На рис. 48 представлена сцена, по своей форме близкая к прямоугольной оркестровой раковине, изображенной на рис. 47. Условия слыши- мости для этого павильона обладают всеми преимуществами условий открытого театра.

Рисунок. 46. При сильной реверберации передвижной отражатель над музыкантами улучшает условия как для исполнения, так и для слушания.

В случае необходимости для усиления речи и музыки можно применить громкоговорители. Для получения равномерного воспроизведения всех звуков при игре оркестра между местами музыкантов располагается целый ряд микрофонов.

Передвижная сцена для оркестра. Рисунок 49 является фотографией сценического устройства для оркестра. Как мы уже показали выше, отражающие поверхности скошенных стен и наклонного потолка благоприятно влияют на исполнение музыки. Оркестр настолько высоко оценивает это сценическое устройство,

Рисунок. 47. Перспективный вид сценической коробки концертного зала (проект).

что возит его в турне, пользуясь им в тех случаях, когда местные сценические условия неудовлетворительны. Зал снабжен специальным оборудованием для устранения нежелательных отражений и излишней реверберации и, таким образом, удовлетворяет обоим условиям идеальной акустики

Рисунок. 48. Музыкальный павильон с прямоугольным расположением стен и потолка, которое обеспечивает исполнителям хорошие акустические условия. Публика находится в акустиче ских условиях открытого пространства.

Небольшие открытые залы, лишенные боковых стен

На рис. 50 изображен зал, не имеющий боковых стен. Скошенные стены и наклонный потолок сценической коробки обеспечивают хорошие акустические условия. Крыша над зрительным залом улучшает акустику по сравнению с условиями открытого театра, поскольку отражения от крыши усиливают прямой звук, приходящий непосредственно от сцены. Отсутствие боковых и задних стен исключает нежелательные отражения, возникающие в закрытых залах. Реверберация, таким образом, сведена к минимуму. Поскольку зал не имеет отопления, он может быть использован только в летнее время.

Рисунок 49. Передвижная сцена оркестра.

Симфонический музыкальный павильон

С акустической точки зрения этот зал (рис. 51 и 52) подобен залу, изображенному на рис. 50. Сцена имеет прямоугольную форму и скошенные стены, что благоприятствует исполнению музыки. Помимо преимуществ, связан — ных с отсутствием боковых стен и наличием отражающего потолка, павильон оборудован еще наклонной отражающей поверхностью шириной в 6,1 м, установленной под углом в 30° в задней части помещения для отражения звуков в самые дальние ряды слушателей. Зал окружен крытой колоннадой, защищающей слушателей от солнца и от дождя. Акустика зала прекрасная. Оркестр отчетливо слышен не только внутри или в колоннаде, но и вне здания на значительном расстоянии от него, к большому удовольствию расположенных снаружи слушателей, устраивающихся на траве или на принесенных коврах и походных

Рисунок 50. Небольшой открытый зал с крышей, но без стен. Акустические условия хороши.

Рисунок 52. Перспективный вид павильона для симфонической музыки. Все размеры даны в метрах. Акустические условия для слушателей удовлетворительны как внутри, так и вне павильона.

Рисунок 51. Павильон для симфонической музыки. Прямоугольная форма сценической коробки обеспечивает удовлетворительные условия исполнения. Просветы в боковых стенах устраняют нежелательные отражения.

Вместимость зала — 6025 человек; в колоннаде можно добавочно разместить 3000 человек; неопределенное количество слушателей может разместиться снаружи здания, на траве

Зал в Чотокве

Этот зал является типичным примером подобных сооружений с открытыми боковыми стенами, более или менее плоской крышей и различным образом оборудованной сценой. Некоторые из них снабжены приспособлениями для закрытия боковых стен в непогоду; это, однако, ухудшает акустические свойства зала. Зал имеет слегка изогнутый потолок, концентрирующий звуки и улучшающий слышимость в задних рядах; правда, при этом ухудшаются условия на боковых местах. Можно улучшить оборудование сцены, применяя отражающие поверхности, подобные описанным выше. Опыты, произведенные в этом помещении Робертом Ватсоном, обнаружили только сносную артикуляцию (разборчивость речи). Однако условия заметно улучшились при применении громкоговорителя. Музыка обычно слышна хорош*?, особенно при открытых боковых стенах и наличии большого количества публики, что снижает реверберацию и уничтожает отражения.

Закрытый зал

Описанные выше залы имеют открытые боковые стены, и поэтому применение их весьма ограничено вследствие зависимости от условий погоды и внешнего шума. Возникает вопрос о возможности создания акустических условий открытого театра в закрытом зале, полностью окруженном стенами. Вполне удовлетворительным решением этого вопроса является зал, представленный на рис. 53. Отражение звука от боковых стен практически исключено благодаря расположению мягких кресел, поднимающихся амфитеатром от центра к стенам. Звуки доходят до слушателей непосредственно, отражаясь только один раз от потолка; таким образом, условия в этом зале весьма близки к условиям музыкального павильона рис. 51—52). Вторичные отражения очень слабы, особенно когда места заполнены публикой. Весь потолок, за исключением фонаря, облицован поглощающим материалом. Наличие системы звукоусиления позволяет обойтись без специального акустического оборудования сцены.

Концертный зал университета

Проект этого зала (его описание дается в гл. IX) был составлен в расчете на получение отражающей стены и «глухого» зрительного зала.

Заключение. Приведенные в этой статье примеры имеют своей целью подтвердить высказанные в ее начале правила, а именно: 1) для удобства исполнителей сцены должны оборудоваться отражающими поверхностями, позволяющими исполнителям слышать самих себя и сообразовать с этим свое исполнение; 2) слушатели должны быть поставлены в условия, близкие к условиям, господствующим на открытом воздухе, т. е. реверберация зала должна быть очень мала. Успехи, сделанные акустикой за те десять лет, которые прошли со времени высказывания автором своей теории, подтвердили лежащие в основе ее принципы «идеальной акустики». Надо надеяться, что и в дальнейшем будут производиться опыты в том же направлении, так что в конце концов можно будет спроектировать «идеальный» зал.

Новейшие опыты со сценическими коробками. Отражение звука обратно

Рисунок 53. План и разрез закрытого зала

к исполнителю осуществляется с помощью громкоговорителя, который усиливает звук, принятый микрофоном. Исполнители встретили это приспособление с энтузиазмом, утверждая, что оно дает им ту уверенность в себе, которой они лишены на обычных сценах.

Оцените статью
Архитектурная энциклопедия