Основное правило бетонирования при монолитной технологии – непрерывность процесса. Поэтому необходимо уделять внимание своевременной подаче качественного бетона к месту его укладки в конструкции, что возможно только на стационарных или мобильных бетонных заводах с налаженной системой производства и контроля качества бетонной смеси, расположенных как можно ближе к строительной площадке. Это требование связано со сроком начала схватывания цемента, которое обычно начинается через_40 – 50 минут с момента затворения его водой и, заканчивается примерно через 1,5 – 2 часа.
Этим же и определяется тот запас времени, который необходим на доставку бетонной смеси к строительной площадке. Если транспортировка осуществляется специально оборудованным самосвалами или бетоновозами, то его время определяется качеством дорог: при хороших дорогах она составляет до 10 км, а при плохих не должна быть больше 3 км.
В последние годы все большее распространение получила поставка бетона на стройки автобетонасместителями с емкостью рабочего барабана 2 – 8 м3, которые на заводах загружают сухой смесью компонентов бетона, а затворение их водой осуществляется при транспортировке с одновременным перемешиванием. Такая технология позволяет увеличить дальность транспортировки до 20 км.
Важным параметром монолитной технологии является подвижность бетонной смеси (удобоукладываемость), которая на стройплощадке контролируется с помощью стандартного конуса (см. иллюстрации). Величина осадки конуса из бетонной смеси должна быть не менее 7-8 см, что хорошо обеспечивает качественную укладку бетона в конструкцию, особенно если она тонкостенная (толщиной 15 – 20 см). Достигается это с помощью применения суперпластификаторов.
Доставка бетонной смеси к непосредственному месту укладки в конструкцию может производится несколькими методами: специальными бадьями с помощью кранов или бетононасосами. Выбор метода определяется особенностью объекта и возможностями строительной организации. Особо важно обеспечение вертикальной транспортировки бетонной смеси при строительстве высотных зданий, когда приходится доставлять ее к месту с перегрузками, так как бетононасосы позволяют поднимать смесь до высоты только 30 – 50 м. высота же таких зданий может достигать 60 – 100 (а иногда и более) метров. Ведется работа над созданием супербетононасосов, которые бы доставляли бетонную смесь без перекачки.
Машины и оборудование для транспортировки и подачи бетонной смеси в конструкции
А) при транспортировке бетоновозами-самосвалами
С выгрузкой в поворотные бадьи-ковши и подъемом этих бадей различными кранами
Использование обычных бадей большой емкости с ручным затвором
[1] – корпус бадьи; 2 – полозья; 3 – разгрузочный ручной затвор; 4 – траверса для подъема краном; 5?крюк крана
Использование вибробадей
1 – петли для подъема; 2 – корпус бадьи; 3 – затвор; 4?вибраторы
Б) при транспортировке автобетоновозами и автобетоносмесителями
Автобетоновоз
1 – привод подъема кузова; 2 – кузов; 3?крыша кузова
Автобетоносмеситель
1 – система управления и привод смесительного барабана;
2?бакдля воды;
3 – смесительный барабан;
4 – загрузочное устройство;
5 – разгрузочное устройство (лоток)
Схема бетонирования конструкций здания с применением автобетононасоса
1 – автобетоносмеситель;
2 – автобетононасос; 3?бетонопровод;
4 – распределительная стрела
Схема автобетононасоса с распределительной стрелой
1, 2, 3 – промежуточные положения стрелы; 4 – транспортное положение автобетононасоса
Контроль консистенции бетонной смеси по ее подвижности с помощью стандартного конуса при использовании бетононасоса
1 – воронка (съемная); 2 – форма-конус; 3 – поддон; 4 – рейка; 5 – мерная линейка; OK – осадка конуса